Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Духовно-идейные основы Беседы из книги «Русский ковчег в Австралии» (продолжение) БЕСЕДЫ С О.МИХАИЛОМ ПРОТОПОПОВЫМ

Беседы из книги «Русский ковчег в Австралии» (продолжение) БЕСЕДЫ С О.МИХАИЛОМ ПРОТОПОПОВЫМ

E-mail Печать

 

Беседа 7 - завершающая

Отец Михаил, жизнь человека быстротечна. Мало что человек успевает сделать. Жизнь пролетает быстро, пусть эти 80 лет или больше, смотришь, а человек уже уходит. Конечно же, об этом и я задумываюсь, батюшка, как и всякий человек. Каково ваше отношение к этому вопросу: «Для чего живет человек?» Что он вообще успевает сделать в жизни?

– Для меня вполне ясно то, для чего живет человек на Земле. Если мы верим в Бога, если мы верим в то, что Бог нас создал, тогда жизнь наша должна иметь смысл. Бессмысленна жизнь того, у кого нет надежды ни на что, после могилы. Бог создал род человеческий для того, чтобы мы были в общении с Ним. Ему просто, из-за Его изобильной любви, хотелось поделиться этой любовью с кем-то. И Он создал человека, выше ангелов по своему образу и подобию, для того, чтобы мы могли познать Бога и жить с Ним в тесном общении, любви, взаимопонимании. В том, что было у Адама и Евы с Богом в Эдемском саду до грехопадения.

Если мы понимаем, что наше пребывание на этом свете – это испытательный срок, который выявляет, годны ли мы для этого общения с Богом или нет, что мы делаем для того, чтобы быть богоугодными, чтобы оправдать свое крещение и быть богоподобными.

То это как раз определит нашу дальнейшую жизнь за гробом. Поэтому смысл нашей жизни – это совершенствоваться, быть лучше, чем мы есть. Бог дал каждому из нас определенные дары, таланты, которые нам Евангелие запрещает зарывать, а, наоборот, надо развивать. Поэтому и крупный ученый, и простой мужик, и генерал, и князь – все могут использовать талант, который они имеют, не в собственную выгоду, а на благо всего рода человеческого.

Священники этим занимаются в храме, они живут не для себя, а для своих прихожан. Пророки жили в свое время не для себя, а для всего народа, несмотря на то, что их оплевывали, избивали и камнями забрасывали. В нашем миру мы, мне кажется, встречаем это на всех поприщах нашей жизни. Каждый, кто старается сделать добро, получает искушения от дьявола через людей. Если мы их переносим с терпением, как Христос сказал: «Прости им, ибо не ведают, что творят», мы улучшаемся, мы становимся лучше, чем мы есть. Если же мы увязаем в обидах и желании отомстить за нанесенное оскорбление, получается, что мы становимся только хуже, и тогда смысл нашей жизни заключается в том, чтобы кому-то сделать больно, кому-то отомстить, кому-то доказать, когда нам нечего доказывать. Стоит лишь сказать: «Пусть оно остается как есть, а я буду делать по совести, как нужно». Вот и смысл нашей жизни.

– Батюшка, когда-то на эту же тему Мотовилов пришел к преподобному Серафиму Саровскому и спросил. Ответ был: «Стяжать дух мирен». Скажите, пожалуйста, что такое «стяжать дух мирен» сегодня? Что это значит в сугубо мирской жизни здесь, в Австралии или в России?

– Вот видите, человек, который стяжает Духа Святого, он имеет в сердце своем мир, он избегает резких реакций, старается быть миротворцем. Он старается найти покой и сообщить этот покой по всему миру, чтобы он исходил от него. Ведь не зря Мотовилов сказал преподобному Серафиму: «Я боюсь смотреть на тебя, твое лицо горит огнем», а тот говорит: «Нет, твое лицо также горит», потому что они стяжали Духа Святого тем, что жили в мире и в согласии, в единогласии друг с другом. Этот Божественный мир не могли изменить никакие посторонние обстоятельства. Обратите внимание на светскую жизнь; есть люди, которые реагируют на все слишком резко и плохо, а есть люди, которые все со смирением принимают, но все равно продолжают делать то, что считают нужным.

Вот такими людьми строится будущее, потому что они делают вклад, на основе которого можно строить отношения или развивать различные проекты жизни. Я думаю, то же самое может быть и среди высокопоставленных, и среди простых людей, живущих в селах и захолустьях. Был бы мир душевный, будет все.

– Батюшка, как быть человеку, не мешает ли мирская суета обрести человеку покой?

– Конечно, мешает, но все дело в том, что ежедневно каждый из нас имеет возможность установить для себя жизненный приоритет. Если прежде всего он ставит служение Богу, а это - благородство, вежливость, честность, если это стоит у него на первом месте, все остальное приложится.

Приоритет нашего поведения ставит нас выше всей этой суеты. И тогда можно сохранить душевный покой и быть выше этого. И если молчать, то скорее пройдет, чем, если бы на это начали отзываться всякими демонстрациями, которые породят еще худшую ситуацию потом. Поэтому нужно стяжание Духа Святаго – это смирение, это любовь, это понимание, с кем мы имеем дело. Не ожидай, что мужик будет изысканным князем, когда ты будешь с ним разговаривать. Надо принимать его таким, какой он есть. А хам остается хамом, хотя в нем тоже нужно видеть образ Самого Христа. И священнику приходится со всеми иметь дело и понимать, что слабости человеческие присущи всем нам. И что каждый из нас может сорваться, если он за собой не смотрит.

– Батюшка, возвращаясь к началу, к самой первой нашей беседе, когда я расспрашивал Вас о вашей биографии, о ваших родителях, о вашем жизненном пути… Я вчера у одного человека видел Вашу книгу, где собрана история русских в Австралии. Сейчас Вы мне подарили книгу. И мне, конечно же, интересно ваше творчество. Как Вы находили силы для этого, для написания ваших книг?

– Я написал семь книг. А начал писать потому, что видел среди духовенства, среди священников младшего поколения, что они не думают о прошлом. Они считают, что вот они пришли и то, что они сделают, будет лучше всего. И они забывают о том, что были и до них священники, которые много созидали. И создали в условиях эмиграции, когда все было намного тяжелее, чем сейчас, когда все намного удобнее: пожалуйста, пришел на все готовое.

Мне хотелось оставить память о тех, кто ушел. Я по возрасту уже последний из того поколения молодежи, которая помнит священников, рукоположенных еще в царской России, которые при нас служили. Это была плеяда благородных, умных, духовных людей. Они практически создали Русскую Православную Церковь на этой земле. Нельзя, чтобы они были забыты. Когда я начал писать, я выходил уже не на детей, а на внуков этих священников. Я понял, что они о своих дедах уже почти ничего не знают, и потому мы начали писать. Сначала я написал 4-хтомник об архиереях нашей епархии, как они развивали нашу жизнь. А потом и другие книги. Была такая Нина Михайловна Кристесен, урожденная Максимова, глава Русской кафедры Мельбурнского университета, это она мне советовала писать, она меня вдохновила. И вот что получилось. Я не могу сказать, что занимаюсь этим ежедневно. Последняя моя книга вышла четыре года тому назад. Сейчас я готовлю материал по причислению к лику святых одного из наших первых миссионеров в Австралии, который пострадал в России. Это Иаков Корчинский. Это тоже писательский труд. Не знаю, сколько мне осталось жить, но я надеюсь это сделать, надеюсь, что это будет принято. И в Москву буду посылать в комиссию по канонизации.

Пишу я и свою автобиографию, свой жизненный путь. Пришло время оставить детям и внукам какие-то воспоминания. В течение 28 лет я был преподавателем, был директором государственных школ. Это был 1989 год, когда я вышел на пенсию. Прошло много лет, и уже можно посмотреть назад и сказать достаточно объективно: вот это было хорошо, а это было хуже. Я профессиональный историк, доктор исторических наук. И чем больше времени прошло, чем отстраненнее ты на него смотришь, тем объективнее можно на него посмотреть. Собрать материалы можно сразу, но работать с материалом нужно с чистым сердцем и с ясной головой. А для этого нужно, тобы время прошло, чтобы «пыль села».

– Как писал поэт Сергей Есенин, «большое видится на расстоянии».

– Да. Это так. Это то, чем я занимаюсь сейчас.

– А Ваши книги, отче, выходят на книжные полки в России? В книжные магазины?

– Нет. Они есть в библиотеках, есть у многих священнослужителей. Но книга «История русских в Австралии» – она только на английском языке. Я не занимался ее переводом на русский. Это гигантский труд.

– А в Доме Русского Зарубежья на Таганке, на Радищевской улице в Москве, есть Ваши книги?

– Там они есть. По судебному делу моего отца. Когда он отсидел 12 лет в лагерях.

– Да, батюшка, это большой труд. А есть то, что хотелось бы, но не удалось сделать? Я вижу, что Вам многое удалось – и книги, и пастырское духовное служение…

– Не сумел в полной мере дать своим прихожанам почувствовать, что Церковь не светская организация, а живое Тело Христово, где духовные ценности должны быть на первом месте, а светская суета должна оставаться за пределами церковной ограды. Это бы хотелось еще сделать. Надо нашу епархию поставить прочно на ноги. В Австралии в 1904 году государственный закон отделил Церковь от государства. Получается, что Церковь в политику вмешиваться не должна. А государство имеет право вмешиваться в жизнь Церкви. И с этим мы боремся. Мы боремся еще много с чем: с ассимиляцией нашей молодежи и за воспитание наших детей.

Я надеюсь, что молодежь перестроит свое отношение к Церкви. Вот, например, Александр, которого Вы видели, готов послужить Церкви теми талантами, которые у него есть. И он не выискивает в Церкви или в церковных людях какие-то недостатки. Он пришел с чистым сердцем послужить, сделать, что может. Я бы надеялся дожить до того, чтобы это увидеть. И не только в своем приходе, а во всех приходах. Благочестивые молодые люди, которых я часто вижу в России, здесь отсутствуют, потому что здесь западное воспитание. Запад воспитывает якобы в духе демократии. Но мы все понимаем, что Церковь – это не демократия. В Церкви один Царь – Сам Господь, а мы все ему подчиняемся. Через Закон Божий мы строим свое отношение к Богу и к людям. А люди хотят ввести какие-то ложные понятия демократии в Церковь, и это только приводит к развалу.

– Спасибо за беседу, отец Михаил. Большая радость – встреча с Вами. Я благодарен Вам от всего сердца, спасибо, отче.

– Бог Вам в помощь!

Биография о. Михаила Протопопова

Начало пути

Михаил Алексеевич Протопопов начал прислуживать в церкви, которая находилась в лагере беженцев  «Парш» (Зальцбург, Зап. Австрия),  в 1947 году, когда ему было только три года.  В 1949 г. семья Портопоповых приехала в Австралию. В Мельбурне о.Михаил  был церковным чтецом, прислужником, иподиаконом, одним словом, не отступал от церковного служения до принятия священного сана в 1972 году, когда он был рукоположен в диакона и направлен на служение в Богородице-Скорбященский храм в Джилонге.  В 1975 году он был рукоположен в сан иерея, а в 1980 году был возведен в чин протоиерея.

 

С 1975 по 1982 год о.Михаил был настоятелем Свято-Скорбященского храма в Джилонге, а в 1982 году стал настоятелем Богородице-Успенского храма в Данденонге.  Одновременно он нес послушание по духовному окормлению православных в Хобарте и Канберре до назначения туда местных настоятелей.

 

В феврале 2012 года исполнилось 30 лет пастырского служения о.Михаила в Богородице-Успенском приходе, а в апреле того же года - сороколетие его служения Русской Православной Церкви.

 

Из автобиографии

О.Михаил происходит из семьи потомственных дворян, русских казаков.  Оба его деда были генералами.  Он родился в 1944 году в Югославии,  где тогда располагалось большое казачье войско и Русский корпус, в котором его отец служил в чине полковника.  В 1945 году семья Протопоповых вместе с другими семьями пережила трагедию в Лиенце (Австрия), когда англичане предательски выдали советской военной администрации огромное войсковое соединение казаков. Глава семейства Алексей Михайлович Протопопов оказался в советских лагерях, а его жена Ольга Николаевна, урожденная Грузевич-Нечай, героическими усилиями cпасла от верной гибели двоих своих малолетних сыновей и старушку-мать. После тяжелых скитаний по Европе семья в 1949 году оказалась, наконец, в Австралии.

 

На новой своей родине Михаил Протопопов окончил гимназию и поступил в Бурвудский педагогический колледж.   В 1964 году он получил диплом и работал школьным учителем до 1976 года.  В 1977 году его назначили директором школы в Коллингвуде, а в 1983 году  директором школы в Карлтоне.  Работая, он учился в Дикен - Университете в Мельбурне.  В 1980 году он получил степень бакалавра педагогических наук и степень бакалавра администратора системы народного образования.  В 1981 году в Мельбурнском университете о.Михаил получил степень бакалавра богословских наук, а в 2000 году-степень магистра философии.  В 2005 году он защитил диссертацию и получил степень доктора исторических наук.

 

Пастырская и общественная деятельности

После двух инфарктов о.Михаил вынужден был закончить педагогическую деятельность в государственных школах и остался только на священнической службе, занимаясь также работой в Русском благотворительном обществе им. Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, председателем которого он является и теперь.  Вот уже более сорока лет он является духовником русских скаутов в Австралии (ОРЮР). И столько же лет директором церковно-приходской школы в Данденонге.

 

Протоиерей Михаил Протопопов занимал должность председателя-основателя Центра помощи иммигрантам в юго-восточных районах Мельбурна. Много лет является заместителем председателя Федерации русских благотворительных обществ в Австралии. С 1975 года является нотариусом, а с 1991 года - мировым судьей. К тому же он действительный член Австралийского института администраторов и действительный член Австралийского института педагогики и образования. Явлется Пожизненным почетным членом ассоциации Мировых судей и действительным членом Академии наук.

О.Михаил читает лекции по Литургике и церковной истории в Мельбурнском университете, где он является Вице-деканом Православного Богословского института. Он также неоднократно приглашался читать лекции на разные исторические и богословские темы в США, в Европу и Россию.

 

В 1996 году совместно с Русским этническим представительством (РЭП) о.Михаил  собирал средства на воссоздание Храма Христа Спасителя. И по поручению РЭПа он лично привез в Россию собранные  русским православным населением Австралии 25 тысяч австралийских долларов, которые пошли на создание Тихвинского придела в нижнем храме и на покупку церковной утвари. 

 

В 1991-1994 годах по просьбе Архиепископа Австралийско-Новозеландского Павла (Павлова) о.Михаил вместе с супругой Кирой Михайловной был ответственным за отправку гуманитарной помощи в Россию. За это время они собрали и отослали свыше 220 тонн гуманитарной помощи на сумму свыше 500 тысяч австралийских долларов, причем батюшка с матушкой неоднократно ездили в Россию принимать груз и распределять его по назначению.

 

В 1991-92 гг выполнял роль администратора епархии во время болезни Архиепископа Павла.

 

В жизни о.Михаила  есть замечательные и многозначительные моменты: 

В 2006 году он отслужил первую панихиду по всем православным морякам «на водах морских за Веру,  Царя и Отечество живот свой положивших» на крейсере «Аврора» в Санкт-Петербурге после того, как корабль перестал быть революционным музеем. 

 

В мае 2006 года о.Михаил был делегатом IV Всезарубежного Собора РПЦЗ, о решении воссоединения двух частей Русской Церкви.

 

В сентябре этого же года присутствовал на перезахоронении праха императрицы Марии Федоровны. 

 

Протоиерей Михаил Протопопов был участником  исторического Собора Русской Православной Церкви, на котором состоялось подписание Акта о восстановлении канонического общения между Зарубежной Церковью  и Московской Патриархией.

 

О.Михаил руководит не толко приходской жизнью, но и принимает активное участие в жизни всей епархии.  Последние годы о.Михаил является ближайшим помощником митрополита Илариона по управлению Австралийской епархией.

 

Он открыл миссионерские приходы на о-ах Тонга и Вануату.

 

Выполнял миссионерскую  работу в Индонезии - преподавал курсы литургики  для православных индонезийских священников.

В 2007 г. на Архиерейском Синоде РПЦЗ деятельность о.Михаила была отмечена правом ношения Митры, а в 2011 г. им было получено право служить литургию при открытых Царских вратах.

 

В 2008 году был делегатьм от РПЦЗ на избрании Российско Патриарха на Престол РПЦ.

В 2011 и 2013 гг. принимал участие в международном проекте «Содружество православной молодежи» при поддержке правительства РФ и администрации Курской области.

 

 

 

 

Литературный и научный опыт

 

Уже будучи священником и работая директором школы, о.Михаил начал заниматься литературным и научным трудом.  Первая его публикация в 1980 году была на английском языке, а в дальнейшем он стал писать и на русском. 

О.Михаил выпустил 41 научный труд, последний из которых «Да возвеличится Россия, да сгинут наши имена» в сборнике «На перекрестке вечности» (2012 г).

Он автор десяти книг:

«Грех и покаяние», 1980 (англ.); «Любовь и брак в православной семье», 1994 (англ); «А. Д. Путята  первый русский консул в Австралийской колонии», 1995 (на двух яз.); четырехтомный труд об архиепископах Австралийско-Новозеландской епархии, 1991-2000 (русск. Этот труд написан по поручению Мельбурнского университета); «Книга утешения - в минуты болезни и страдания», 1996 (на двух яз.); «Живых проглотим их... Путь от Георгиевского креста к Голгофе», 2001 (на двух яз.); «История русского пребывания в Австралии» - книга посвящена 200-летию пребывания русских людей в Австралии. (англ.), которая сегодня является настольной книгой для историков в университетах (вышла вторым тиражом) и пользуется спросом в библиотеках.

Книга «Живых проглотим их...» - среди всех особенная.  В ней сын рассказывает о сложном, мужественном и трагическом жизненном пути своего отца, белого офицера, полковника Войска Донского,  русского патриота, дворянина, не изменившего присяге. 

На его долю выпало участие в гражданской войне и в двух мировых войнах, скитания на чужбине, трагедия в Лиенце, сталинские лагеря.  В них он провел более десяти лет.  В 1956 году он был освобожден досрочно, но реабилитирован не был.  Реабилитировать отца стало задачей сына.  Приложив много усилий, он добился реабилитации в 1994 году.  Все это о.Михаил подробно описал в книге.  Он завершил борьбу за честное имя отца: первым этапом была официальная реабилитация, вторым стала книга.  Он достойно исполнил свой сыновий долг.

 

 

В течение своей пастырской и благотворительной деятельности о.Михаил был удостоен следующих наград:

 

Церковные награды:

О.Михаил отмечен всеми установленными священническими наградами, включая право ношения митры и служения при отверзанных Царских Вратах.

В 1988 г. награжден юбилейным Крестом в память 1000-летия Крещения Руссии.

В 1989 году  от Русской Православной Церкви - Крестом «За веру, верность и службу».

В 2010 г. Архиепископ Кирилл наградил о.Михаил орденом Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского за полезный вклад в жизнь Западно-Американской епархии.

В 2012 г. отмечен Патриаршей серебряной медалью в память 200-летия Отечественной войны 1812 г.

В 2013 г. Патриарх Сербской Православной Церкви награждил о.Михаила орденом Св. Саввы.

О.Михаил был дважды отмечен Синодальными грамотами РПЦЗ.

 

Государственные награды

В 1991 году  от королевы Елизаветы - Орденом Австралии  (за службу на пользу Русской колонии).

В 1997 году (в России) - Орденом “Дружбы” - за укрепление дружбы, сотрудничества и культурного развития между народами России и Австралии.

В 1997 г. получена медаль в честь 850-летия Москвы за помощь соотечественникам.

В 2009 г. награжден памятной медалью к 200-летию Консульской службы МИДа, за выполнение службы внештатного консула.

В 2009 г. от Общественной палаты Российской Федерации награжден орденом «За верность Отечеству».

 

Кавалерские награды

В 2006 г. - Орден Св.Анны от Российского Императорского Дома.

В 2006 г. награжден гоммунитарной золотой медалью им. Альберта Швайцера за работу с беженцами, больными и обездоленными от Австрийского правительства.

В 2007 г. отмечен Знаком 1-ой степени с вензелем Вел. Кн. Марии Владимировны за особые заслуги перед Российскимм Императорским Домом.

В 2010 г. царевич Давит Багратион принял о.Михаила в кавалеры большого Креста-Ордена Нешвейного Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

В 2011 г.  награжден наследником Португальского престола Доном Хуаном Бреганс Орденом Крыла Св. Архистратига Михаила – степень командора, за благотворительность.

В 2012 г. -  от Итальянского Королевского Дома награжден званием офицера Свв. Маврикия и Лазаря за помощь людям в улучшении их жизни.

В 2012 г. награжден Орденом Св. Владимира от Великой Княгини Марии Владимировны за 40-летие доблестного священнического служения.

В 2013 г. награжден Большим Крестом Орденом Св. Архангела Михаила от Великой Княгини Марии Владимировны.

 

 

 

Общественные награды

В 1995 году - от русской общественности - Крестом милосердия  за создание и успешное выполнение программы отправки гуманитарной помощи в Россию.

В 1997 году - Медалью гражданина года - Русским этническим представительством штата Виктория за 25-летнюю деятельность на пользу Русской общины.

В 2001 г. получил медаль от правительства штата Виктория за вклад в развитие межнационального общества Австралии.

А также многими казачьими, скаутскими и общественными медалями и грамотами.

 

Вадим Арефьев

 

 
Loading...


Яндекс цитирования