Восьмое чудо света

Русская община
Печать

В моей жизни было несколько святых, с которыми у меня «сложные отношения». Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербуржская, Матрона Московская.  Я много лет относилась к ним равнодушно, подчасскептически. Потом Ксеньюшка помогла мне, и я смогла открыть ей свое сердце – или наоборот. С батюшкой Иоанном наши отношения по-прежнему натянутые, а вот с Матронушкой все еще сложнее.

Несколько лет назад мне пришлось два года проработать в столице. Я несколько раз меняла там место жительства, но это всегда было буквально в двух шагах от Покровского монастыря. Проекты были тяжелые, бесконечно задерживали зарплату, сама по себе работа и взаимоотношения были очень напряженными. И все два года бесконечного стресса я практически каждый день говорила себе, что надо зайти к Матронушке. И то меня останавливала погода, то усталость, то пробки, то очередь, то еще что-нибудь. Последние две недели моего московского пребывания выдались особенно тяжелыми, и буквально в состоянии нервного срыва я заползла в ограду обители. Выходила я оттуда через несколько часов, спокойная, любящая весь мир, простившая всех и вся, готовая брать любые вершины. Наверное, несмотря на какие-то мои внутренние сомнения, теперь у нас с матушкой Матроной хорошие отношения!

original (1)

***

Родилась Матрона Дмитриевна Никонова, будущая святая, в 1881 году в селе Себино Тульской губернии, совсем недалеко от знаменитого поля русской славыКуликова. Она была четвертым ребенком в небогатой крестьянской семье. Родители Матроны были уже немолоды, так что мать решила отдать ребенка в приют князя Голицына, находившийся в соседнем селе, но незадолго до рождения девочки увидела вещий сон. Женщине приснилась белая птица с человеческим лицом и плотно закрытыми глазами. Увидев в этом образ будущей дочери, Наталья передумала отдавать свое дитя; более того, хотя девочка родилась совершенно слепой (глаз не было вовсетолько глазницы, закрытые веками, прямо как у птицы из сна), мать искренне полюбила ее. Страхи родителей, что дочка будет лишним ртом, не просто не оправдались, а со временем были совершенно опровергнуты: Матрона стала кормилицей семьи.

Но это случится позже, а пока девочка только начинает расти. С младенчества она являет собой образ жизни, о котором пишут в древних житияхотказывается брать материнскую грудь в среду и пятницу. Во время крещения младенца все присутствовавшие видели над девочкой столб легкого и благоухающего дыма, что позволило местному священнику, отцу Василию, сказать, что этот ребенок будет свят. (Батюшка очень любил Матрону, всегда приходил ее причащать, когда она просила, а также сказал, что она сообщит о его смерти. Так позднее и вышло: однажды посреди ночи уже взрослая девочка проснулась и сказала матери, что отец Василий скончалсяродители побежали в его дом и нашли священника мертвым.)

Матрона была лишена обычных радостей детства и игр с другими детьми, которые только смеялись над ее слепотой, любили толкать ее или стегать крапивой, сажать в яму и смотреть, как она пытается на ощупь выбраться.  Все это привело к тому, что девочка стала как можно больше времени проводить дома, выходя со двора только в церковь.  Мать всегда знала, где найти дочку, если той не было дома — у западной стены за входной дверью храма. А искать вскоре пришлось часто: об открывшемся у Матроны даре прозорливости и исцеления узнали в округе, в Себино потянулись люди из соседних деревень. Девочка помогала просящим, а те в свою очередь одаривали ее родителей кто — продуктами, кто — деньгами.

Когда Матронушке было 14-15 лет, дочь местного помещика взяла ее с собой в долгое паломничество по святым местам России. Киево-Печерская и Троице-Сергиевы Лавры, Санкт-Петербург, Кронштадт и множество других городов. В Кронштадте девушки встретились с отцом Иоанном — и он, подойдя к Матроне сквозь толпу народа, во всеуслышание объявил ее своей сменой, «восьмым столпом России».

Возвращение домой было радостным, но вскоре омрачилось бедой: в 17 лет у Матроны отнялись ноги, и она на всю жизнь лишилась возможности ходить. Интересно, что сама блаженная заявляла, что знала о грядущей болезни: «Шла по храму после причастия и знала, что подойдет женщина и отнимет способность ходить. Я не избегала этоготакова была воля Божья». С этой минуты начинается пятидесятилетнее «сидение» матушки Матроны: она принимала страждущих сидя, а для сна тоже никогда не ложилась на постель полностью, лишь дремала «на кулачке».

Svyataya-Matrona-prinimaet-posetitelnitsu

Лишь единожды святая снова выйдет из дома ногамиее будут вести под руки навстречу крестному ходу, идущему в Себино из Богородицка с иконой «Взыскание погибших». Этот образ заказала иконописцу из Епифани сама Матрона, всю жизнь очень любившая иконы. Мать святой переживала, как оплатить такой заказ, но блаженная благословила женщин собирать деньги в окрестных деревнях. Известно, что среди жертвователей были два брата, один из которых с великой неохотой подал рубли, а второй, с насмешкой, — одну копейку.

Когда собирательницы принесли пожертвования, то Матронушка достала эти рубль с копейкой и велела отдать обратно со словами «они все деньги портят». Не сразу сложилось и с иконописцем: перед началом работы матушка велела художнику покаяться во всех грехах, причаститься, а потом несколько раз настоятельно спросила, справится ли он с задачей, сможет ли, но мужчина был уверен в своих силах. Однако через некоторое время он пришел и признался, что икона никак у него не получается. Матрона велела ему все же исповедовать утаенный ранее грех, что тот и сделал в великом трепете. Вскоре образ был написан. «Взыскание погибших» стала главной местной святыней, прославившись многими чудотворениями и особенно помогая при засухе.

Известно множество исцелений молитвами святой блаженной Матроны, рассказ о них занял бы огромное количество времени. Одно из них случилось так: в селе Устье, не очень далеко от Себина, жил мужчина, который вдруг, в одночасье, не смог двигаться, совершенно отказали руки и ноги. Сестра этого человека жила в Себине и очень почитала Матрону, а потому она тут же поехала за братом и привезла его к матушке. Сначала сестра пришла одна, спросить, примет ли блаженная больного, но та с порога спросила: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался как плеть? Веди его ко мне, я помогу». Исцелив мужчину, Матрона указала, что только вера сестры ему и помогла.

sf-cuv-matrona-din-moscova-6

В сорок с лишним лет, в 1925 году, блаженная Матрона переехала жить в Москву, чтобы помогать там всем тем, кто, завертевшись в революционных вихрях, отпал от Бога и забыл Его. В силу многих причин святая не была прописана в столице, а потому ей часто приходилось менять место жительства, чтобы избежать ареста и не подвести приютивших ее людей. Известно множество случаев, когда она съезжала с квартиры буквально за несколько часов до прихода милиционера с ордером на арест. Однажды матушке даже пришлось покинуть Москву и уехать в Загорск к своему племяннику. Впрочем, она довольно регулярно ездила и в родную деревню, навестить родителей.

Матрона предсказала войну и непрестанно, со слезами молилась. Она до самой смерти не переставала принимать страждущих, а люди шли нескончаемой толпой. Вопросы были преимущественно житейские, бытовые — про семью, работу, детей, место жительства. Много было и больных, просящих об исцелении. И особое, отдельное место занимали колдуны. Блаженная принимала всех, но колдунам помогать не спешила. Были люди, которые и ее саму считали простой знахаркой или даже колдуньей, но первым и главным залогом здоровья и благополучия Матрона всегда называла Церковь и Ее Таинства, а про колдунов говорила так: «Они Бога знают! Если бы вы так молились, как они, когда вымаливают у Бога прощение за свое зло!».

sf-cuv-matrona-din-moscova-14

Матушка Матрона смиренно переносила тяготы своей болезни, но приходящих к ней наставляла, что лечиться и беречь здоровье нужно обязательно, ведь тело – это «данный Богом домик, его надо ремонтировать». Поэтому и молилась она об исцелении всех, кто к ней обращался, лишь указывая порой, за что преподается этот урок.

В пятницу 2 мая 1952 года блаженная Матрона отошла ко Господу, завещав: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой; я буду вас видеть и слышать и помогать вам. После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью». Так и получилось. В 1998 году были обретены мощи святой, а 2 мая 1999 года она была канонизирована как местночтимая святая, с «приставкой» Московская. Спустя еще пять лет, в 2004 году, Матрона Московская была причислена к лику общецерковных святых. С той поры Покровский монастырь ежедневно принимает толпы тех, кто идет к матушке со своими горестями, радостями, заботами и благодарностями.

matrona1

***

Современному уму может быть сложно вместить какие-то вещи из жития и поучений святой Матроны. И это может быть как запрет на пользование косметикой, так и мысль о том, что добровольное обречение себя на неходячий образ жизни стало крестом не только для самой матушки, но и для тех, кто ходил за ней, у кого она жила. Множество сомнений может одолевать человека, знакомого с Матроной Московской только по строчкам жития — и можно пытаться высокоумно объяснять какие-то вещи «народным православием», списывать на другую эпоху, стремиться вместить духовное разумом. Однако нужно лишь приехать в Покровский монастырь и зайти на могилу святой. Та благодать, которая прольется на вас, невзирая на все очереди, долгое время ожидания подхода к мощам, сутолоку и духоту, сделает все сомнения неважными, незначительными и глупыми.

Ольга Немчикова

Нравится