Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Возвести храм в России

Возвести храм в России

E-mail Печать

alt

Не открою никакого секрета, если скажу: Россия будет жива до той поры, пока на ее земле возводятся храмы. Всякие: большие, с золочеными куполами, которые видно и слышно издалека; маленькие деревенские, с колокольнями об одном колоколе... Да пускай даже и часовенки, пускай дажеодинокие православные кресты на распутьях русских дорог. Все едино, это свидетельствует о том, что жива Россия, и жива русская душа. Для мертвой державы и мертвой души, понятное дело, не нужны ни храмы с куполами, ни кресты на распутьях.

 

Возвести храм в Россиидело особенное: это вам не гнусный кабак выстроить. Православные храмы на Руси всегда рождались долгим, удивительным, таинственным и чудесным образом, при участии множества людейможно сказать, вопреки и наперекор действительности. История страны и Церкви знает тому множество примеров.

Но мы не станем касаться истории. Мы поговорим о том, как возводятся храмы в России современной. В качестве примера мы расскажем о возведении храма Иоанна Воина, что в городе Новокузнецке. С одной стороны — это обыкновенный русский православный храм. С другой же стороны — это храм особенный. Во многом особенный, начиная от архитектуры и заканчивая предназначением...

Ясное дело, что всякий храм, даже еще и не возведенный, начинается с его настоятеля. Не будь настоятеля, кто бы стал хлопотать и молиться о строительстве? Так вот: настоятелем того храма, о котором ведется речь, был и является поныне батюшка Василий Лихван. Протоиерей Василий Лихван, выражаясь официальным церковным штилем.

Замыслился храм самым чудесным образом. Да-да, именно так, чудесным образом. Ни одно возведение храма не обходится без Божьего чуда — об этом вам может сказать кто угодно: хоть священник, хоть историк, хоть обычный прихожанин. Так вот о чуде. Пятнадцать лет назад Василий Лихван не был еще никаким батюшкой. Он жил в далеком северном городе, работал на стройке. Веровал, пел в церковном хоре. И однажды в церкви Василий Лихван встретился с неким старичком. «А что это ты, - спросил старичок у Василия, - уклоняешься от своего предназначения?» «От какого предназначения?» - не понял Василий. «Ну как же, - пояснил таинственный старичок. - Разве ты не знаешь, что быть тебе священником?» «Мне — священником? - оторопел Василий. - Да какой из меня священник? И малограмотный я, и маловер, и греховен...» На это загадочный старичок ничего не сказал и вскоре вышел из храма. И никогда больше Василий его не встречал...

Но это — еще не чудо, а лишь прелюдия к чуду. Чудо началось потом. Вскоре батюшка по семейным обстоятельствам вынужден был перебраться в Новокузнецк. Здесь он, понятное дело, пришел в главный городской храм — Преображенский собор. А в том соборе в то время служил один старенький батюшка, ныне уже покойный. Тот батюшка занимался отчиткой. Думается, не надо объяснять читателю, что такое отчитка. Скажем лишь, что тяжел этот крест, и не всякому он под силу. «А! - сказал тот батюшка, завидев Василия. - Вот и смена моя прибыла!» Какая смена, почему смена? Просто-таки оторопел Василий Лихван, услышав такие слова...

… А спустя несколько месяцев Василий Лихван уже был священником. И возразите мне, что все вышесказанное не было чудом! Под водительством Господа и руководством старенького батюшки новоявленный священник уже постигал все многотрудные премудрости отчитки. Повторимся: храм, при котором начал свое служение Василий Лихван, был кафедральным собором. Кафедральный собор — это храм из храмов. И, понятное дело, в таком месте проводить отчитки было несподручно. Поневоле встал вопрос о том, чтобы выделить батюшке Василию отдельное помещение для храма.

Однако легко сказать — выделить отдельное помещение! Дело-то происходило больше пятнадцати лет назад, когда в стране царил сущий хаос. Да, впрочем, хаос-то, может, был и ни при чем. А просто — никогда на Руси храмы не возникали легко и запросто, всегда находились тысячи причин, чтобы не было на Руси нового храма... Так и в нашем случае. Батюшке Василию таки выделили помещение, но что это было за помещение! Горе горькое, а не помещение! Захудалый, полуразвалившийся бревенчатый барак на самой дальней окраине города! Раньше в том бараке была спортивная школа, затем — школа вечерняя, а еще затем — здание опустело и обветшало до крайнего предела...

Вот на таких-то развалинах и возник храм Иоанна Воина. Здесь-то, посреди убогих бревен и под худой крышей, и начал свое служение православный священник Василий Лихван. Он проводил привычные, торжественные и рядовые, церковные службы, и, по благословению епископа Кемеровского и Новокузнецкого, занимался отчиткой болящего люда. Вскоре слухи о батюшке, который одним только Словом Божьим исцеляет самые запущенные и жуткие хвори, распространилась по городу, затем — по окрестным городам и регионам, затем — все шире и шире... Отовсюду к батюшке стал стекаться жаждущий духовного и телесного исцеления народ. Это, конечно, было замечательно, однако же — где их всех было размещать, чем кормить? Ладно те, которые побогаче: те, конечно, и разместятся, и прокормятся. Однако же большинство приходящего к батюшке народа, как оно и водилось всегда на Руси, было убогим и нищим до крайнего предела. И поневоле пришлось батюшке задуматься о возведении настоящего, просторного храма, а еще — и строительстве при нем хозблока и гостиницы, а еще — о разведении при храме огорода с картошкой, морковкой и капустой, чтобы было чем кормить православный и иной прочий народ...

В смысле архитектуры замыслил батюшка возвести храм необыкновенный: сплошь деревянный, из калиброванных, один к одному, бревен, и чтобы крыша на храме также была деревянной, и купола — крытые осиновыми лемехами, и даже кресты на куполах — и те деревянные. В прежние времена подобных храмов на Руси было неисчислимо, но затем их заменили храмы, выстроенные из кирпича, бетона, железа, пластика и прочих новомодных материалов. А напрочь деревянные церковки, сдается, остались ныне только в Кижах, да и то, говорят, все больше в качестве музейных экспонатов... Нашел батюшка архитектора, отыскал рабочих, знающих толк в деревянном зодчестве, и приступили...

Начинали, не имея за душой лишней копейки. Порою денег не хватало даже на то, чтобы накормить рабочих хлебом. Вы, может, скажете, что начинать строительство при таких-то обстоятельствах — дело легкомысленное? С точки зрения маловеров, оно, может, и так. И вообще, если бы это строился не храм, а какой-нибудь мерзостный притон, то, конечно же, ничего с того строительства и не получилось бы. Но тут-то строили не притон, а Божий храм! Ну, а где работа во славу Божью, там и Божья помощь, и Божье чудо. Вот как, к примеру, разрешилась беда с нехваткой хлеба. О ниспослании хлеба насущного решили молиться всем миром: и сам батюшка, и прихожане, и строители. Помолились раз, другой, третий... И вдруг — из соседнего Алтая приезжает грузовик. Так, мол, и так, говорят приехавшие на том грузовике люди, мы слышали, что вы строите храм. И мы хотим вам помочь. Денег-то у нас негусто, но зато — мы привезли вам муки и всяких овощей. Примите, не побрезгуйте. Ну скажите, разве это — не чудо?

Кстати, все о тех же деньгах. Однажды, когда храм был уже наполовину возведен, прибыли некие экскурсанты. Походили, восхищенно поохали, глядя на редкое деревянное зодчество, и спросили у батюшки: а кто, дескать, у вас, батюшка, спонсор? На что батюшка Василий, усмехнувшись, ответил: «Спонсор — это я». И в самом деле. Куда только батюшка Василий за те десять лет, пока возводился храм, не обращался за помощью! И в официальные инстанции, и в коммерческие, и в какие только хочешь... И почти везде получал отказ: дескать, денег на ваш храм нет и не предвидится. Частично, конечно, это было правдой, а частью — и неправдой. С конца девяностых и начала нулевых в городе и области начался истинный строительный бум. Жилые кварталы, торговые и развлекательные заведения возникали будто бы из-под земли. То есть — на мирское деньги находились, не хватало их лишь на строительство духовного. Ну да не в осуждение сказаны эти слова, а лишь для того, чтобы лишний раз констатировать: не было, наверное, такого на Руси никогда, чтобы Божьи храмы возводились быстрее, чем боярские палаты...

Можно сказать: храм Иоанна Воина в городе Новокузнецке, помимо самого батюшки, выстроили те несчастные болящие люди, которые обращались к батюшке за всяческой помощью. Оно ведь как? Придет или приедет в храм болящая душа, и бросит в церковную кружку сколько может... А если, допустим, обращается за помощью какой-нибудь богатый предприниматель, то, понятно, и пожертвования на храм бывали посущественее. Ну да, впрочем, посущественне — это, конечно, понятие относительное, и сказаны эти слова, опять же, в порядке констатации факта. Потому что — очень уж лукавое это слово — посущественнее. Давайте припомним евангельскую притчу о бедной вдовице и ее лепте, да и закончим разговор.

Так вот, потихоньку да помаленьку, храм и возводился. Здесь надобно заметить, что сам батюшка относился к строительству со всей тщательностью. Во-первых, ранее он трудился на стройках и, стало быть, понимал толк в строительстве, а, во-вторых, уж такой он был человек, этот батюшка Василий Лихван. «Не для себя строим, а для людей, - говорил он и, смеясь, добавлял: - Пока не построю храм — не умру!» Бревна для стен и доски для перекрытий отбирались со всей тщательностью, в буквальном смысле без сучка и задоринки. Лемеха для покрытия крыши и куполов... а вы, кстати, знаете ли, что оно такое — лемеха? Я и сам узнал об этом тогда лишь, когда завернул однажды на строительство храма. Раньше, в былые времена, о лемехах ведал всякий русский плотник, ну а теперь-то, конечно, о них позабыли. Позабыли — да не совсем: храм Иоанна Воина покрыт именно лемехами! Это, знаете ли, специальные фигурные дощечки, выструганные из осины. Почему именно из осины? Потому что недорого и красиво. Например, когда идет дождь, осиновые лемеха отсвечивают тихим и добрым светом, так что кажется, будто купола крыты серебром. А дождь в Сибири идет едва ли не ежедневно. Говорю же, красота! Так вот: эту-то красоту плотники, возводившие храм, учились творить заново: по памяти, по старым книжкам, спрашивая у пожилых людей... Научились - и покрыли храмовую крышу и купола лемехами. Приезжайте и поглядите, особенно в дождь: заплачете умиленными слезами.

И прошу заметить: за время строительства служба в храме не прекращалась — ни обыкновенная, ни отчитки. Так и славили Господа — среди зияющих стропил, строительных лесов и стружек с опилками. Так и проходили недели, месяцы и годы. Неторопливо возводятся храмы на Руси, ой, неторопливо! Так есть, так было и, наверное, так оно и будет. Менялись прихожане — болящие и обыкновенные, менялись плотничьи бригады. Был момент, когда православный храм возводила даже бригада, составленная из иноверцев-мусульман. Ну а что тут такого? Это мы здесь — кто православный, кто мусульманин, а на Небесах — все мы дети одного Отца...

Скажу: помимо всяческих затруднений сугубо материального порядка были, конечно же, и множественные затруднения духовного свойства. То вдруг разом захворают все строители-плотники, а то, глядишь, начнется ломота в костях у служителей: диакона ли, приходящих ли батюшек, всех разом пономарей... Ну, оно понятно и так должно быть: храм строим, а не кабак. А то вдруг ни с того, ни с сего в каком-нибудь углу храма начинается пожар. А то еще: соберутся где-нибудь в соседнем городе окрестные ворожеи, колдуньи и шаманы и устраивают специальное совещание: как им воспрепятствовать возведению храма. О последнем факте, в принципе, можно было бы и не упоминать, да ведь — в России живем, не где-нибудь! Потому и упоминаю — в качестве, так сказать, колорита и антуража...

Так и выстроили храм. Ай, какой же храм! Чистая, торжественная песнь Господу, а не храм! Весь из доброго дерева — будто золотой! С резным деревянным крыльцом! С чудными резными наличниками! С изумительной дверью — так что, отворяя эту дверь, кажется, будто ты входишь даже не в храм, а прямо в рай! Да о чем тут вообще говорить! Это надо видеть, а не говорить...

В храме — два зала. В одном проводятся обычные богослужения, а другой предназначен для отчиток. В том помещении, что для отчиток, никогда не переводится народ. Это все болящие люди, прибывшие сюда в поисках исцеления со всех концов России и даже из-за границы. Куда же их денешь? Так и ночуют — в том же самом зале, где проводятся отчитки. На матрасиках, на лавках и раскладушках, составленных друг к дружке впритык. Такой вот, значит, получается болящий православный табор...

Здесь же, при храме, народ и кормится. За время, пока возводился храм, был выстроен еще и кирпичный хозяйственный блок о двух этажах, а кроме того, давно уже при храме разбит обширный огород с капустой, морковкой и картошкой для пропитания пришлому православному и всякому прочему народу.

Хотелось бы несколько слов сказать о внутреннем убранстве храма. Расписывал храм местный художник. А когда он умер, его дело продолжил сын. Знатная, чистая и торжественная получилась роспись — как оно и полагается в православном храме. А еще в храме — множество икон. Да оно не то диво, что икон — множество, но среди этого множества немало икон старинных. Уж и не знаю, где батюшка Василий добывает такое редкостное добро, да, впрочем, даже и не в том дело. Я хотел рассказать о чуде, произошедшем с одной старинной храмовой иконой.

На иконе изображен святой Спиридон Триумифунский. И понадобилась этой иконе реставрация. Отвезли икону в мастерскую, и оттуда она исчезла. Ну, понятно: старинная икона всегда соблазн для жуликов. И вот: отсутствовал образ в храме целых два года, а затем — его вернули в храм. Да-да: спустя два года пропавшую икону вернули обратно! И тот, кто ее вернул, поведал удивительную историю. За два года украденная икона никому не принесла добра и блага, а совсем наоборот: у того человека, в чьих руках она оказывалась, тотчас же начинались всяческие беды, проблемы и горести. И со здоровьем, и в личной жизни, и в работе... Очень скоро человек понимал, что, видать, все его беды происходят как раз из-за похищенной иконы, и стремился сбыть образ с рук. Сбывал, и жизнь того человека, у кого икона оказывалась, также начинала идти кувырком. И этот человек сбывал икону кому-то третьему, тот — четвертому, тот — пятому... И так — два года кряду. В конце концов, кто-то не выдержал и с плачем покаяния вернул икону обратно в храм...

Нельзя, конечно, сказать, что в настоящее время храм выстроен до такой степени, что и лишнего гвоздя забить уже некуда. Имеется много недоделок, и еще не все строительные леса прибраны. Но это уже, как говорится, дело техники и времени. Со временем вобьется и тот самый, последний гвоздь... Но — уже нет при храме специальной плотничьей бригады. Все храмовые недоделки устраняют пономари. Когда надобно, они служат в храме в своем истинном качестве, а когда службы нет — достраивают храм. Когда — сами, когда — с помощью всякого доброхочего народа. По-русски достраивают, одним словом.

А один из пономарей при этом еще и подвизается при храме и в качестве экскурсовода. Да-да! Помимо народа болящего и богомольного, в храм то и дело прибывают всяческие экскурсии, ибо есть тут на что поглядеть. В смысле своей архитектуры новокузнецкому храму Иоанна Воина нынче нет равных во всей Сибири. А, может, даже и во всей России. А кроме того, как уже упоминалось, в храме великое множество старинных икон. А вы знаете, сколько всего можно порассказать о всякой старинной иконе? То-то и оно. Так что — пускай себе те экскурсанты и любуются, и слушают. Может статься, вослед за любованиями и слушаниями они обратятся и к собственным душам. Ибо неисповедимы те методы и средства, коими пытается пробудить нас Господь к жизни вечной.

Ну и вот. Стало на русской земле одним храмом больше. Этот храмИоанна Воина в городе Новокузнецке. Скажем еще раз: пока в России возводятся храмы, жива еще Россия. Скажем, значит, мы такие слова, да и умолкнем. Потому что — о чем еще говорить?

 

По материалам sozidatel.org

 
Loading...

ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Русский тру...
Image Detail
Святочные г...
Image Detail
ВСК "Вольни...
Image Detail
Рождественн...
Image Detail
Картина Оле...
Image Detail

Яндекс цитирования