Местное самоуправление – базовая власть

Русская община
Печать

 

Кто возьмет власть на местах, тот возьмет власть в стране.

Очень часто левые активисты, общаясь с людьми в рамках агитационных и пропагандистских акций, да и просто в частных беседах, сталкиваются с мнением, что «все решают за нас», «у вас все равно ничего не получится», «все куплено» и тому подобными высказываниями.

Такая, не побоюсь этого слова, обреченность, укоренившаяся в головах подавляющего большинства людей, к сожалению, является одним из «достижений» советской власти, чем сознательно и беззастенчиво пользуется сегодняшний режим. И зачастую, когда человек задает вопрос: «а что я могу сделать?», все, что он может услышать – это «вступай в нашу партиюОднако надо понимать, что многие люди, даже недовольные режимом и принципиально настроенные оппозиционно, зачастую не готовы к активной политической борьбе. В результатемы имеем то, что имеем, а именно: небольшое количество активистов, распределенное по тем или иным оппозиционным группам и партиям, и огромную массу народа, которая, даже сочувствуя оппозиции, остается в стороне от реальных действий.

Очевидно, что одной из важнейших задач, стоящих перед нами – и это признают, наверно, все кто понимает необходимость, закономерность и возможность смены действующего буржуазного режимаявляется создание действительно сильного, массового левого движения, пользующегося поддержкой значительной части народа для создания критической массы, способной произвести необходимые социальные изменения. Только такое движения, а затем и созданная на его основе партия может претендовать на то, чтобы взять власть. Создание такого движения невозможно без привлечения масс к политической деятельности. И первым этапом в решении этой задачи должно стать содействие объединению людей. Замечательным примером такой деятельности активных людей является участие в создании различных инициативных групп в Москве и других городах. Между тем, серьезнейшей проблемой таких групп является, как это ни парадоксально, определение круга задач, стоящих перед ними. Инициативные группы создаются для решения каких-то конкретных, действительно местных вопросов – по точечной застройке, или вырубке какого-либо парка, сносу или строительству гаража – и по мере решения задачи естественным образом распадаются. И серьезной проблемой является удержать активных граждан на орбите общественной и политической деятельности.

Одним из путей решения этой проблемы является создание органов – территориального местного самоуправления. В нашей стране известна аббревиатура ТОС, что расшифровывается как территориальное общественное самоуправление. Это понятие выхолощено и означает имитацию, профанацию местного самоуправления в виде «местных» инициатив типа «мой двор, мой подъезд», устройство песочниц и газонов, лишь бы люди не поднимали головы и не задумывались о действительной власти на местах. Поэтому предлагаем использовать под понятием ТОС не «общественное» самоуправление, а «общинное» самоуправление, наполненное реальным властным смыслом самоорганизации и самоуправления и соответствующее историческим традициям на русской земле.

Современное основополагающее понятие роли и значения местного (территориального общинного) самоуправления в организации жизни общества дает Конституция РФ и Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г., т.е. являющиеся законами прямого действия, которые должны, безусловно, исполняться, а иначе говоря, за неисполнение которых должно следовать наказание. Что как раз и не происходит, а местное самоуправление повсеместно удавлено государственными исполнительными органами.

Европейская хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление как «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Конституция РФ (ст.ст. 12, 130-133) уже в некотором смысле подменяет понятие «значительной части публичных дел» на «вопросы местного значения». Хотя в ст.12 прямо говорится, что «местное самоуправление не входит в систему государственных органов». А в ст.131 указано, что «структуру органов местного самоуправления население определяет самостоятельно. Т.е. государственные органы не имеют права «управлять» местным самоуправлением.

Далее, на следующем уровне организация и деятельность ТОС, регламентируется, в основном, статьей 27 федерального закона № 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого в 2003 году. Согласно этому закону (очевидно, выхолащивающему понятие местного самоуправления по сравнению с Европейской хартией и Конституцией) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». Исходя из изложенного, надо сделать вывод, что законное местное территориальное общинное самоуправление - это властно-распорядительные функции на местах, которыя должны осуществляться посредством институтов прямого народовластия, в формах, определяемых самими гражданами.

Вот некоторые задачи, которые должны и могут выполнять ТОС:

а) изучение социально-экономических потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, подготовка и разработка предложений по их обеспечению;

б) взаимодействие со всеми уровнями представительных и исполнительных местных и государственных органов по реализации задач социально-экономического развития территории;

в) осуществление общественного контроля за действиями исполнительных и представительных органов всех уровней, в том числе за организацией использования, содержания и ремонта жилищного фонда и общественных и публичных объектов и территорий, за торговым и бытовым обслуживанием населения;

г) инициирование и организация социально значимых массовых мероприятий;

д) организация участия населения в решении значительной части публичных дел (а не только вопросов местного значения);

е) самое страшное - распоряжение, управление всеми видами общественной, публичной собственности, включая землю, (без права отчуждения) в интересах местного сообщества.

Сюда можно отнести и формирование избирательных органов (а кто собственно на местах организует выборы всех уровней? – почему-то исполнительные органы, которые таким образом и обеспечивают себе самосохранение), или участие в отправлении правосудия, обеспечении правопорядка (не в понимании режима, а в понимании действительных интересов граждан в данное время в данном месте), формирование «социального заказа». Оформление отношений граждан с их «избранниками» путем забытых этим режимом «наказов избирателей», которые закладывают основы контроля деятельности «избранников» и до сих пор отрицаемого режимом механизма их отзыва. Должно быть так, чтобы никакие социально значимые действия, затрагивающие права и интересы граждан, были невозможны без решения местного населения или созданных этим населением органов. Это именно механизмы публично-властного воздействия и правотворческих полномочий. Например, местные тарифы на общественный транспорт и жилищно-коммунальное обслуживание – это разве не вопрос местного населения? Ведь сейчас гражданам внедряется впечатление, что тарифы растут сами, примерно, как идет дождь. А ведь эти местные тарифы назначают конкретные люди, занимающие определенные должностные позиции. И судя по динамике тарифов, не очевидно, что эти «должностные лица» действуют в интересах населения. Значит правомерно поставить задачу понять, на сколько действия этих «должностных лиц» соответствуют интересам населения и возможно, поставить и решить задачу замены этих «должностных лиц».

Территории, на которых действуют самоуправление, устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и согласовываются (а не утверждаются) представительным органом местного самоуправления.

Органы территориального самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы в них могут проводиться на общих собраниях, сходах или конференциях жителей по месту жительства с организацией «своих» избирательных органов. Общее собрание, сход или конференция жителей устанавливают срок полномочий органов территориального самоуправления самостоятельно. На учредительную конференцию ТОС можно, иногда целесообразно (но не обязательно) приглашать представителей государственных выборных и исполнительных органов, имеющихся на данной территории. При этом надо понимать, что существующие формальные, «назначенные» органы власти и управления понимают опасность для них любых инициатив граждан, претендующих (пусть даже в силу Конституции) на властно-распорядительные функции и будут стремиться препятствовать созданию любых органов народовластия.

Надо понимать и внедрять в сознание людей, что ТОС, (территориальная община, комитет, совет жителей и др.) по Конституции РФ и по Европейской хартии является базовым первичным органом народовластия (а не борьбы за зеленые насаждения или сохранность песочниц), не находящимся в подчинении (не являющимся малозначимым придатком) исполнительных государственных органов и как орган с властно-распорядительными полномочиями должен регистрироваться на любом уровне в заявительном (уведомительном, а не разрешительном) прядке. Разве инициативные группы, как прообраз общинного самоуправления и самоорганизации спрашивали у кого-либо разрешение на свое создание? Конечно, целесообразно разослать на все уровни местных исполнительных и представительных органов информацию (и необходимые документы) о создании ТОС для организации взаимодействия. В настоящее время разные уровни исполнительных органов присваивают себе «право регистрации» территориальных общин. Якобы без их регистрации народовластие «не действительно». Это прямо противоречит Конституции РФ. Можно и целесообразно направлять в такие органы информацию об организации гражданами территориального самоуправления в полном соответствии с Конституцией РФ и Европейской хартией и предложить зафиксировать в любой удобной для этих органов форме факт наличия территориального самоуправления и заявить о готовности к взаимодействию.

Подготовка собрания (конференции) проводится открыто и гласно. Это и есть реальный способ провозгласить и реальным делом затвердить идеи интересов большинства населения.

Устав территориального самоуправления регистрируется в уведомительном порядке в органе местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, действующее законодательство не только предоставляет гражданам достаточные возможности для самоорганизации, самоуправления и самозащиты своих прав и свобод, завоевания властно-распорядительных полномочий. Думаю, излишне говорить о политическом потенциале подобных объединений для левых сил. Именно на их основе впоследствии могут быть выращены Советы. Создание ТОСов как поля деятельности левых организаций позволит решить сразу несколько наболевших задач – это и организация политически активных граждан, и повышение собственного авторитета, и расширение базы для привлечения новых членов. Наконец, трудно оценить опыт политической и административной деятельности, который получат левые активисты в процессе создания ТОСов и последующей работы в них – опыт, который, безусловно пригодится нам, когда мы придем к власти.

Надо иметь чувство меры и понимать текущий момент и настроение разных слоев населения, что левые при инициировании самоорганизации масс могут быть успешны, если не будут раздирать (что очевидно на руку режиму) население по политическим признакам, а сосредоточатся в начале на действительно жизненных интересах большинства населения вне зависимости от политических предпочтений и докажут свою действенность на этом поприще. Что позволит развивать сознание населения и вытеснять буржуазные и иные настроения, которые разделяют население и позволяют стравливать и манипулировать псевдо интересами населения в угоду самосохранению режима.

Надо понимать, что установления, предписания, декларации в Конституции только укрепляют понимание власть предержащих в той опасности, которую для них несет местное народовластие, и режим идет на все, чтобы фактически удавить самоорганизацию, самоуправление граждан в зачатке и не допустить осознание гражданами своих неотъемлемых прав, свобод и интересов.

Примерами работы по созданию условий для самоорганизации граждан, возникновению территориального общинного самоуправления в частности в Москве может служить деятельность Ассоциации территориальных общин и объединений (АТОО) и Содружества территориальных общин и объединений (СТОО).

И кто говорил, что будет легко? Удачи, товарищи!

Андрей Козельский
Источник материала.

Нравится