Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Община Староверы Русская старообрядческая диаспора заграницей: история и современность

Русская старообрядческая диаспора заграницей: история и современность

E-mail Печать

alt"Огромную целостную народную культуру старообрядцы привезли на новые земли не на бумаге, не в книгах, а в памяти, в сердце. И не только песни, сказки, молитвы, ни и массу крупных и малых привычек, обычаев, знаний, которые - все вместе совокупно - и создали заново Русский Мир"
В.С.Бахтин.

 

Братья живут за Дунаем...

В XIX веке важнейшим центром староообрядцев-поповцев становится монастырь в Белой Кринице. Тогда он находился на территории Австрийской империи (с 1867 года - Австро-Венгрия). Ныне он располагается на Украине, в Черновицкой области. На Буковине, входившей в состав Австрийской империи, где, к тому времени, уже существовала весьма большая старообрядческая диаспора с развитой инфраструктурой, была учреждена архиерейская кафедра. Это был настоящий зарубежный центр старообрядцев. Здесь существовали типографии, печатавшие богослужебные и апологетические книги для всех старообрядцев России. Рассылались священники для окормления общин в России. Особенно его влияние усилилось после разгрома в 40-е годы XIX века Керженских и Иргизских старообрядческих монастырей на Волге. Когда же в 1846 году к Древлеправославной Церкви присоединился Митрополит Босно-Сараевский Амвросий (Попович) и, таким образом, восстановил Трёхчинную Полноту в Церкви, то Белая Криница стала поистине Вселенским центром для старообрядцев, приемлющих священство (поповцев). Именно здесь были поставлены первые епископы для России, именно здесь произошло первое после Патриарха Иосифа Мироварение в Древлеправославной Церкви. Именно здесь была вплоть до 40-х годов ХХ века кафедра Старообрядческого Митрополита. Надо отметить, что старообрядцы в этой области составляли практически большинство населения. И в некоторых населённых пунктах составляют до сих пор. Это то же является своего рода островком Древней Руси.

Ныне старообрядцы в Румынии (а именно ей отошла большая часть Буковины) составляют около 100 тысяч человек (они носят историческое название липован - откуда такое название - до сих пор не ясно) от всего населения Румынии и проживают, в основном, в дельте Дуная (уезды Ботошан Сучава, Яссы, Васлуй, Пятры Няну, Бакэу, Галац, Брэила, Тульча). Так же липоване проживают и в Бухаресте. Проживают они и в северо-западной Добрудже. В городах Румынии существуют кварталы липован - махалы. Традиционными видами деятельности липован являются рыболовство и обработка камыша, сельское хозяйство. Интересно, что липоване прославились в Европе своими отменными физическими данными и получили прозвище "ходящие" или "живые экскаваторы".

Конфессионально они принадлежат большей частью к Белокриницкой Митрополии, центр которой находиться в г. Брэила и которую возглавляет Митрополит Леонтий - глава всех зарубежных старообрядцев. На сегодняшний день она имеет 3 епископов около 57 приходов и 2 монастыря - мужской и женский - оба в селе Слава Русская. Однако, так же существуют и несколько общин, которые канонически подчиняются Древлеправославной Патриархии Московской и Всея Руси (Новозыбковское согласие). Так же существует и 2 общины беспоповцев.

В целом, благодаря традиционному укладу жизни, старообрядцы в Румынии сохраняют национальный язык и национальные традиции, однако годы большевизма не прошли и для липован даром. Политика румынского правительства, проводимая десятилетиями направленная на искоренение (!) русского языка среди липован, дала некоторые результаты. Так, молодежь, уезжая в города, предпочитает там говорить на румынском. Некоторые попадают в секты, пришедшие в начале 90-х в Румынию с Запада. Однако, именно традиционный уклад, верность национальной традиции и вере предков позволяло и позволяет сейчас успешно бороться со всеми посягательствами на этническую и конфессиональную самобытность липован. Так, старообрядцы в 1990 году в Бухаресте создали инициативный комитет, который призвал русских-липован Румынии основать общественную этническую организацию - Общину русских-липован. 8 апреля состоялась учредительная конференция Общины, председателем которой был избран доктор филологических наук Андрей Иванов, а его заместителем доктор филологических наук Федор Кирилэ. Одна из основных целей Общины - консолидация русского меньшинства в Румынии и защита прав его представителей.

На границе с Румынией - в Болгарии так же проживают староверы. В Болгарии существует два компактных поселения русских некрасовцев: село Казашко около Варны и село Татарицы около Силистры. На 1992 г. в них проживало около 1000 человек, в частности в Татарице в 1990 г. - 600-700 чел. В Татарицах проживают старообрядцы белокриницкой иерархии, а вКазашко - беспоповцы.

Юго-Восточная Азия и Австралия

Развязанная большевиками Гражданская война и последовавшая за ней, через 10 лет, коллективизация, очень сильно ударила и по староверам Сибири. Часть уходила ещё дальше в тайгу - так возникли многие таёжные поселения, существующие и по ныне, на Нижнем Енисее (скиты на реке Дубчесс, где сейчас приживают более 600 иноков и инокинь в мужских и женских обителях), в Туве, в Якутии - а часть переправлялась в Китай. В 20-е годы уходили в основном с Алтая в Синьцзянь, а в 30-е годы из Приамурья и Приморья - в Маньчжурию. где осели вблизи Харбина, в районе Трехречья. Там они крестьянствовали, разводили скот, занимались пчеловодством. В целом они не изменили свой уклад жизни. Жили так же крепко и слажено, патриархально, как и в России. Частично материально их поддержало Бюро эмигрантов. Старообрядческие эмигранты 1930-х гг. основали целый ряд поселений: Романовку (осн. в 1936 г.), Массаловку (Чипигу), Медяну, Коломбо, Силинхэ и др. Сюда стали стекаться старообрядцы со всей Маньчжурии и Синьцзяна. В частности, к лету 1945 г. в Романовке насчитывалось 45 дворов - 200 жителей.

После того, как советские войска вошли в Манчжурию, большинство староверческих хозяйств было разорено, а те, кто не успел бежать, были высланы в Сибирь - сейчас их потомки проживают в Солнечном районе Хабаровского края. А часть всё-таки сумела убежать в Китай, подконтрольный правительству Гоминьдана. Однако, и туда в 1946 году пришли коммунисты. И русским староверам предложили покинуть страну. Сначала они отправились в Гонконг, а затем при помощи ООН - в США, Аргентину, Чили, Бразилию, Парагвай и Австралию.

В Австралию переселились в основном часовенные беспоповцы, однако были и старообрядцы белокриницкой иерархии. В Сиднее ныне существует два храма, а в Мельбурне и Линдкомбе - по одному.

При содействии Белокриницкой митрополии и Фонда им. Ф.Е.Мельникова в Австралии (г. Лидкомб) издается журнал "Церковь" - духовно-просветительный журнал "древлеправославных христиан в рассеянии сущих".

Американский континент

На сегодняшний день старообрядческая диаспора в США является второй по величине после Румынии.

С конца 1880-х гг. русские старообрядцы начали переселяться в США. Одними из первых в Новый Свет отправились поморские старообрядцы из Сувалок (Польша) и сельских районов вокруг Минска. Причины переселения крылись как в экономической сфере (разорение мелких крестьян-собственников), так и в религиозной: в целом во время правления Александра III усилилось давление на старообрядцев.

Первое упоминание о переселении поморских старообрядцев (беспоповцев) в Пенсильванию относится к 1888 г. Они работали на шахтах на юго-западе Пенсильвании, а затем переселились в Эри. Кроме того, они проживали в Нью-Джерси и Мичигане.

Однако до 30-х годов ХХ века численность старообрядцев в США и Канаде была очень не большой. Когда же в результате репрессий большевиков против староверов в России многие покинули свою Родину, то часть отправилась в США. Третья волна старообрядческих поселенцев на Американский континент оказалась после прихода к власти коммунистов в Китае. Сначала они в 1949 году оказались в Гонконге, а затем в 1958 - в США, Аргентину, Чили, Бразилию, Парагвай и Австралию. Однако, большинство оказалось - либо в Аргентине, либо в Бразилии.

В Аргентине, в самом Сан-Паулу была основана крупная община старообрядцев поморского согласия, которая построила каменный храм. Часовенные старообрядцы получили в 200 милях от Сан-Паулу, в Куритибе, 6 тысяч акров земли.

В 1960 г. не сумев адаптироваться в Бразилии старообрядцы при поддержке Толстовского фонда и министра юстиции Р.Кеннеди перебрались в США (штат Нью-Джерси). В 1963 г. туда переехала часть староверов из Румынии. Первоначально 5000 старообрядцев расселили в районе Паттерсона и Лейквуда.

Однако здесь было очень сильно влияние цивилизации, поэтому они, стремясь сохранить древлеправославное благочестие, двинулись в путь на северо-запад США в штат Орегон. С 1964 г. старообрядцы поселились в долине Уильямет близ Вудберна, по соседству с возникшей в 1952 г. сельскохозяйственной колонией молокан-прыгунов.

Однако и здесь стала настигать цивилизация и тогда часть Орегонской общины переселилось на Аляску, купив при помощи Толстовского фонда в 1967 г. за 14.000 $ у штата одну квадратную милю в лесах Кенайского полуострова.

К началу 1970-х гг. на Аляске была построена деревня Николаевка (в 1970-х гг. в ней проживало 60 семейств - 400 человек). Старообрядцы основали "Русскую морскую компанию" и наладили производство дизельных рыболовецких катеров; занимались рыболовецким промыслом в океане. Верфь в Николаевке выпускала 13-15 катеров в год (стоимостью 150 тыс. $ каждый). В 1983 г. в Николаевке была открыта государственная школа, преподавание в которой ведется на английском и русском языках .

В 1980-х гг. несколько членов общины во главе с Кондратием Фефеловым побывали в Румынии и попросили у Браиловского митрополита восстановить священство. Сам Кондратий был поставлен в священники. Однако, часть общины не признала этого и осталась беспоповцами - и образовали две отдельные деревни - Малиновку и Вознесенскую.

Надо отметить, что старообрядцы в США проживали так же и в районе Великих Озёр. По вероисповедальному признаку они принадлежали к поморцам законобрачного согласия. Однако, в начале 80-х годов часть староверов общины г. Эри (штат Пенсильвания) обратилась к Синоду Русской Православной Церкви Заграницей принять их на правах единоверия, что и было сделано. Для них был даже поставлен специальный единоверческий епископ Даниил (Александров). Малая часть общины не приняла этого и осталась беспоповцами. Характерно, что прихожанами храма РПЦЗ являются староверы, утратившие национальные корни - они уже не говорят по-русски, живут как обычные американцы. Именно подобные им люди настояли на переводе богослужений на английский язык. Напротив, в Поморском храме, все богослужения совершаются на церковнославянском, а прихожане владеют русским.

Ныне в США существуют несколько старообрядческих общин. Самая крупная из них - Орегонская, насчитывавшая в 1992 г. более 6000 человек. Группы староверов, связанные с этой общиной проживают на Аляске (около 1000 человек) и в Канаде (около 500 человек).

Орегонские староверы освоились в различных областях деятельности: они занимаются сельским хозяйством, приобретением земель, выращиванием плодовых и ягодных культур, корма для скота; работают на фабриках (мужчины - плотниками, женщины - швеями) и бригадами на лесозаготовках. Часть из них имеют собственные предприятия, такие как: фирма, занимающаяся выращиванием деревьев на продажу, компания по производству изделий из стекловолокна ("джакузи"), фирма по производству швейных иголок на батарейках (снабжает все магазины фольклорных товаров в США), строительные компании. На Аляске староверы занимаются коммерческим ловом рыбы

Что касается староверов Южной Америки, то они по большей части сохранили традиционный уклад жизни. Сейчас общины существуют - в Уругвае, Бразилии Боливии, Аргентине и Чили. Все они занимаются крестьянским хозяйством, ведут достаточно уединенный образ жизни, что помогает им сохранять национальную культуру и язык. Например, в Уругвае деревня староверов находится рядом с деревней молокан. Ныне молокане практически утратили свою самобытность, в то время как староверы успешно сохраняют Веру Предков - Древлеправославие.

Александр Писаревский

 
Loading...


Яндекс цитирования