Ритмы отечественной цивилизации

08.12.2010 22:42 Казак
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

altРусской культуре более тысячи лет. Эта расхожая фраза известна многим, часто декларируется, озвучивается, употребляется в научных и популярных изданиях. Каково же ее сущностное, внутреннее содержание? Зачем нужно помнить о длительном тернистом пути развития отечественной цивилизации (в данном случае термины "культура" и "цивилизация" не противопоставляются, употребляясь как близкие по значению) и какое это имеет отношение к современному ее состоянию? Самое прямое и непосредственное, ибо то, что мы имеем сейчас, является итогом и результатом всего предшествовавшего развития.

Кризисное состояние социума в целом и культуры как его части нельзя объяснить действием только сиюминутных факторов и обстоятельств. Самые глубокие причины имеют внутренний, укорененный характер, и потому так важно знать их генезис.
     У археологов есть понятие "культурный слой". В области материальной культуры он прослеживается в виде реальных пластов вещественных свидетельств человеческой деятельности и может достигать многих метров, как это видно, например, при раскопках в Новгороде Великом, где толщина культурного слоя достигает местами почти десятиметровой величины. Нечто похожее есть и в Москве. Достаточно приехать, скажем, на Сухаревскую площадь и посмотреть на храм Троицы в Листах, стоящий в конце Сретенки. Со времени возведения, в середине XVII века, он более чем на два метра ушел в землю благодаря постепенному наращиванию культурного слоя вокруг его стен.
     Подобный, но видимый не внешнему, а внутреннему взору мощный многовековой культурный слой можно выявить и в духовной культуре, в общественном и личностном сознании, в психологии народа, в его традициях и особенностях поведения. События прошлого не только хранятся в нашей исторической памяти. Они, сформировав в свое время структурно-типологические особенности отечественной цивилизации, повлияли на складывание ее своеобразного генетического кода, который работает уже в новых условиях. И разрушение этого кода равносильно разрушению хранящей его культуры.
     Приведем один лишь пример. В становлении отечественной культуры уникальную роль сыграли монастыри, которых было в дореволюционной России более тысячи. Они являлись не только уединенными обителями, где молились ушедшие от мира иноки. Они играли важнейшую культурообразующую, цивилизационную, социально организующую функцию, особенно в малоосвоенных областях Северо-Восточной Руси. Без них нельзя себе представить развитие отечественной архитектуры, живописи, пластики, хорового пения, музыкальной, книжной, декоративной культуры, причем не только в средневековье, но и в новое время. Кроме того, они являлись образовательными центрами, предшественниками музеев как хранителей исторических реликвий, оборонительными форпостами, средоточиями развитой аграрной культуры. Своим обликом, сочетающим черты Небесного Иерусалима и древнерусского града, монастыри издревле украшали нашу землю, являясь символом божественного гармонического благоустроения, противостоящего хаосу и темным силам зла. Тот, кто их уничтожал, осквернял, переделывал, хотел уничтожить, осквернить, переделать саму душу нашей культуры, ее основы, ее архетип. И вновь воссоздаваемые ныне обители оздоровляют нашу жизнь, возвращают культуре ее исходное состояние, когда духовное и светское начала являли целостный синтез, благоприятный для вдохновенного творчества, что видно на примере того же Пушкина, чутко внимавшего и монастырским преданиям, и новейшим веяниям европейской литературы.
     Попробуем проследить основные этапы развития отечественной цивилизации, сформировавшие ее качественные характеристики.
     Прежде всего встает вопрос о периодизации. С какого времени следует начинать отсчет развития нашей культуры? Некоторые полагают, что с момента крещения Руси, с чем нельзя согласиться. Принимая во внимание эпохальное значение этого события, не следует забывать о дохристианской Руси, о Киеве, Чернигове, Смоленске, Новгороде, Суздале и о десятках иных существовавших тогда городов, бывших центрами восточнославянской цивилизации. Искусная обработка дерева, металлов, кожи, керамики, народный эпос, фольклор, устная вербальная традиция, мифо-поэтическое отношение к природе сложились в рамках языческой культуры, которая стала первым, начальным, исходным этапом развития отечественной цивилизации в целом.
     Восточнославянское язычество, разумеется, нельзя сравнивать с античностью по степени развитости, но по функции первоначально организующего этапа структурирования культуры такое сравнение вполне уместно. Детство нашей цивилизации приходится именно на языческий период, на архаические времена индоевропейских предков славян. К славянскому язычеству нужно относиться так же объективно и взвешенно, как мы относимся к язычеству древнегреческому или римскому, отмечая достижения античной цивилизации. Древняя славянская цивилизация сохранила о себе гораздо меньше свидетельств, чем античная, по ряду причин. Одна из них состоит в том, что основной ее материал -- дерево -- пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде, сохраняются тысячелетия, то деревянные постройки наших предков исчезали почти бесследно. Достаточно вспомнить, по скольку раз сгорали русские города уже в XVII--XVIII веках, оставляя после себя лишь пепелища. Нет памятников -- нет истории и нет культуры. Этот беспощадный принцип часто работал в нашей истории. Можно назвать множество городов и сел, имеющих многовековое прошлое, но не сохранивших свидетельств былого и потому не воспринимаемых как исторически древние поселения.
     Отмечая важность первого этапа развития отечественной цивилизации, не стоит, однако, идеализировать, романтизировать, преувеличивать его роли. При сравнительной развитости материальной стороны культуры духовная ее сторона еще не пробудилась в своей потенциальной возможности. Поэтому христианизация Руси, ставшая вторым этапом ее развития, была важнейшим типологически образующим фактором прежде всего в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности отечественной культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества. В рамках христианской цивилизации возникают, формируются и достигают великих успехов отечественная литература, живопись, музыка, зодчество -- все то, чем мы гордимся, вспоминая прошлое.
     Важной особенностью нового этапа развития отечественной цивилизации явилась ее интеграция в европейское пространство. Христианский универсализм сменил патриархальную ограниченность. Русь стала ощущать себя частью мировой цивилизации, ее история подключилась к всечеловеческой, что явственно проступает в древнерусском летописании. Вместе с тем дохристианский этап не был забыт. Митрополит Иларион в "Слове о законе и благодати" с гордостью вспоминает о старых славных временах воинственной Руси, ходившей походами на Царьград.
     Процесс смены приоритетов в ходе христианизации страны происходил не без проблем. Одна из них состояла в конфликте своего, родного, привычного с привнесенным, чужим, трансплантированным. Прибывшие из-за моря люди (как бы сейчас сказали, "греческой национальности") принесли свои книги, свои иконы, свой язык, свою веру. Вера была непривычной -- в распятого, униженного и воскресшего Бога. Не только простодушные славяне, но и сами искушенные греки в течение нескольких веков с трудом перестраивали свое мировоззрение и свою культуру, пока она не стала христианской. В этом, а не только в гонениях языческих императоров была одна из основных причин медленного распространения христианства в качестве доминирующего вероучения, сформировавшего новый тип культуры.
     Столь же долгим и непростым был путь распространения христианства на Руси. Привыкшие к своим обычаям, знавшие своих волхвов как плоть от плоти и кровь от крови родного этноса, древние русичи должны были чтить ветхозаветных еврейских пророков и христианских подвижников греков, сирийцев, римлян. Легко ли было отрекаться от своего ради чужого? Но через это надо было пройти ради духовного роста и страны, и народа, и культуры, что неизбежно произошло в дальнейшем. Старая языческая культура была при этом не уничтожена, а приспособлена к задачам новой. Сложилось так называемое "двоеверие", которое нужно понимать не буквально, а осмыслять как сложный синтез двух различных культурных типов, давших нечто новое третье. Современное разнообразие христианских культур, в том числе православных (например, у греков, румын, русских), в немалой степени объясняется различием их дохристианских традиций и обычаев.
     Более чем девятисотлетний православный этап в развитии отечественной цивилизации можно разделить на несколько периодов. В эпоху Киевской Руси наша цивилизация складывалась как христианская в рамках региона Slavia orthodoxa (по определению Р. Пиккио и И. Дуйчева), типологически близкая к болгарской и сербской, с использованием одного церковнославянского языка на основе кириллицы, конкурировавшего с латынью и греческим. Русь находилась на границе с Диким полем, испытывая влияние культур кочевых народов; ее политическое, а вместе с тем и цивилизационное состояние можно определить как порубежное, пограничное, стыковое на границе Европы и Азии.
     Монгольское нашествие разрушило единство древнерусской культуры, бывшее достаточно сложным и конгломератным. Из относительно единого древнерусского этноса, вобравшего в себя кроме славянского балтский, угро-финский, тюркский и иные компоненты, в условиях раздельного политического существования сложились русский, украинский, белорусский народы, помнящие о своем кровном и духовном родстве, но вместе с тем отличающиеся по языку, некоторым культурным и бытовым традициям, а частью -- и по вере (имеются в виду униаты, сменившие православную веру отцов на разновидность католической).
     Далее мы будем говорить о русской культуре как одной из преемниц древнерусского прошлого отечественной цивилизации. Культура и общество Московской Руси подверглись сильному влиянию Востока, в отличие от полонизировавшихся украинцев и белорусов, подвергшихся западному воздействию. Вместе с последующим расширением на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток это придало русской культуре в определенной степени евразийский характер. Но в каком смысле? Есть много версий и концепций на данный счет. Вкратце можно сказать, что влияние азиатских культур (а Золотая Орда присвоила себе немало их даров) было различным в разных сферах: наиболее значительным -- в политике, военном деле, развитии коммуникаций, отчасти в экономике и быту. Прослеживаются языковые заимствования, эстетическое подражание, повлиявшие на вкусы русских людей. Однако вера осталась прежней, и это главное. Она спасла отечественную культуру в своих основах, и потому русская культура не стала чисто восточной или чем-то средним между западной и восточной. Оставшись разновидностью христианской европейской цивилизации, она восприняла немало элементов восточных культур, что усложнило ее структурно-типологическое содержание и придало ей уникальный характер. Как неповторимо, например, зодчество допетровского периода, не знающее аналогов в мировой архитектуре! Нечто похожее было в Испании, стоявшей на границе общеевропейской цивилизации и арабо-исламского мира.
     Вместе с тем следует заметить, что после падения Византии южный, доминировавший ранее вектор цивилизационного влияния постепенно сменяется западным. В XVII веке начинается мягкая, а в XVIII веке -- жесткая вестернизация страны. Было немыслимо оставаться в стороне от научного, технического, цивилизационного прогресса, и Россия вступила в сотрудничество с Западом. Однако оно таило в себе опасность навязывания иных форм развития культуры, а также конфессиональной экспансии. Попытки сочетания национальных устоев и достижений современной цивилизации привели к созданию в России накануне революции достаточно сбалансированной системы различных тенденций, что породило подлинный расцвет литературы, музыки, философии, в частности в эпоху "серебряного века".
     В советский период традиционная отечественная культура, построенная на православных основах, подверглась тотальному разрушению во имя создания новой, базировавшейся на коммунистической вере как квазирелигии секулярного типа, пытавшейся создать царство справедливости и благоденствия на земле. Финал этого титанического богоборческого эксперимента известен, но в течение жизни нескольких поколений вызрел новый тип идеологии, культуры, быта. Ныне позволительно говорить о своеобразном "троеверии", когда современная идейная и социальная ситуация воспроизводит три различных типа мировоззрения. Сейчас можно наблюдать и язычество (как архаическое, древнеславянское и неославянское, так и новейшие его разновидности, вроде сайентологии и всеразлагающего культа золотого тельца), и христианство (при преобладании православия наблюдается активная деятельность иных конфессий, в том числе сект, считающихся еретическими), и коммунизм (как марксистско-ленинское утопическое вероучение, питательной средой которого является социальная несправедливость, обострившаяся в России во времена современного полудикого, полукриминального капитализма).
     Подобная ситуация напоминает времена разложения Римской империи, когда множество магов, проповедников, лжеучителей увлекало в разные стороны измученных людей, а истинная вера еще не стала достоянием всех, ее ищущих. Отличие, однако, состоит в том, что нам нужна не новая вера, а возвращение к некогда уже обретенной, бывшей опорой в течение тысячи лет и пребудущей таковой вовеки. Отечественная цивилизация после катастрофических потрясений и губительных экспериментов ради своего выздоровления и дальнейшего развития должна вернуться к своим подлинным основаниям, важнейшим из которых является воспринятое от Византии во времена крещения Православие.
     Это, конечно, не исключает, при учете сложного этнического и вероисповедального характера населения всей страны, возрождения духовных и культурных традиций всех населяющих ее народов. Однако скреплять страну, общество, культуру в единое целое призвана та вера, которую приняли и завещали нам наши предки и которая успешно исполняла эту миссию в течение многих веков.
     

Михаил Громов журнал "Москва"


 

Нравится