Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Казак
Печать

altРасположение этого величественного православного храма в самом центре Риги  символично, ибо именно православие явилось исторически первым христианским исповеданием, получившим распространение на латвийской земле. Место для его закладки выбирал лично император Александр II.

Необходимость строительства в Риге нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация идеи стала осуществляться только спустя сто лет. С благословения епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина) в семидесятых годах XIX века был начат сбор пожертвований на будущий храм. Спустя полгода князь Багратион, будучи генералгубернатором Лифляндии, направил ходатайство министру внутренних дел Рос­сии о строительстве в Риге достойного кафедрального собора в связи с возросшим числом православных. Решение вопроса ускорила стихия: во время  сентябрьского урагана 1873 года ударом молнии был сильно поврежден Петро-Павловский собор, считавшийся со времени открытия Рижского викариатства (1836 г.) кафедральным. Рухнул верхний карниз колокольни. Огнем уничтожило часть росписи, позолоту. Без сте­кол остались  окна. Собор, и без того крайне тесный и скромный по убранству, требо­вал большого  ремонта. 17 февраля 1874 года правительство разрешило Св.Синоду выделить на строительство в Риге кафедрального собора и ремонт церквей 900 тысяч рублей, разделив эту сумму на шесть лет.

В  конкурсе проектов нового храма приняли участие архитекторы Р. Пфлуг, Г.Шеель, Я.Ф. Бауманис. Работы представили правительству. 26 декабря 1875 года Император Александр II вынес решение: «Приступить к сооружению в городе Риге, на прилегающем к Александровской улице учебному плацу, православного кафедрального собора на 2 тысячи человек по проекту архитектора Р. Пфлуга» (1835-1885). Право руководить строительством (тоже в конкурсном порядке) завоевал виленский губернский архитектор, академик Н.Чагин (1823-1909).

К возведению собора приступили в мае 1876 года, а 3 июля епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов) совершил закладку первого камня в основание нового храма. Уже в начале стройки обнаружилась проблема: грунт на выбранном месте оказался ненадежным. Здесь когда-то протекала речка, впадавшая в городской канал. Пришлось опускать фундамент на 18 с половиной футов, и бетонировать подвалы. К началу 80-х годов сооружение здания было уже практически завершено. Но в это время Александр II прислал в дар собору набор колокольного звона – 12 колоколов, общий вес которых составлял – 1483 пуда 2 фунта (свыше 23,5 тонн). Самый большой колокол “Во имя Александра Невского” с изображением вензеля Александра II весил 800 пудов 20 фунтов (12,8 т). Все колокола были отлиты на заводе московского купца Николая Финляндского выдающимся мастером  Ксенофонтом Веревкиным. По ходу строительства Р.Пфлугу пришлось искать новое архитектурное решение для их размещения. Созданный им проект оказался весьма удачным. Колокольня над главным входом не превышала высоты боковых глав. Выполненная в едином с собором архитектурном стиле, она композиционно сочеталась с главным объемом храма, соединяясь с ним крытым переходом. Все колокола были подняты с 12 по 26 июня 1882 года. Для подъема главного из них было призвано 800 солдат. Чин освящения в присутствии  губернатора и других представителей местного управления совершил епископ Донат.

Строительство храма завершили к концу 1883 года. Его возвели пяти-купольным, в неовизантийском стиле. Новый кафедральный собор был выполнен в виде продолговатого креста, с тремя алтарями, причем, последние выступали на западную сторону полукружиями. Главный средний алтарь был освящен во имя Рождества Христова. Купола, венчанные крестамизначительно возвышались над центральным объемом здания благодаря двухъярусной структуре барабанов. Высота основного купола собора 40 метров.Над ним установили отлитый в Санкт-Петербурге восьмигранный крест весом 130 пудов. Купола были покрыты листовым железом и окрашены голубой масляной краской. Ребра куполов и пьедесталы под крестами покрыли белым железом с позолотой на масле. Удачно найденным декоративным приемом было многоцветие внешнего  облика собора. Желтый местный облицовочный кирпич сочетался с полосами темо-красного глазурованных кирпичей. В оформлении цоколя и ступеней использовали прочный гранит. Силуэт храма виделся издалека, его подчеркнутая вертикаль глав уравновешивала значительную массу основного объема здания.

Во внутреннем устройстве собора предусмотрели хоры. В цокольном этаже было достаточно пространства для соборной ризницыЗдание обнесли ажурной железной оградой и внутри разбили сквер.

Иконы и фрески для Христорождественского собора заказали нескольким известным живописцам, в том числе Василию Верещагину и ректору Императорской Академии Художеств Петру Шамшину. Все они были исполнены на золотом фоне. Стены внутри храма расписали в византийском стиле древнехристианскими орнаментами. Серебряная богослужебная утварь была создана в Москве.

28 октября (8 ноября) 1884 года собор был освящен во имя Рождества Христова. Кроме епископа Рижского Доната, в церемонии освящения участвовали : митрополит Киевский и Галицкий Платон (в 1848-1867 гг. архиепископ Рижский), викарий Литовской епархии епископ Ковенский Сергий, а также обер-прокурор Св.Синода К.П.Победоносцев.

Довольно быстро стало ясно, что и новый храм не может во время  праздничных богослужений вместить всех желающих. В начале ХХ века на Пасху в собор пускали на богослужение по билетам. Люди, не имеющие этих билетов, собирались около храма, чтобы полюбоваться иллюминированным зданием (собор был электрифицирован) и послушать церковное пение.

С началом Первой мировой войны, в июле 1915 года была произведена эвакуация причта собора во главе с Архипастырем Высокопреосвященным Иоанном (Смирновым), а также церковного имущества, наиболее ценной утвари и лучшей ризницы. Значительная часть священнослужителей епархии вместе с клиром переехала в г.Юрьев (ныне Тарту). Все три иконостаса были разобраны и отвезены на хранение в Рижскую Иоанновскую церковь. Иконы были переданы на хранение в Рижскую Александро-Невскую церковь. В Нижний Новгород перевезли 12 колоколов собора, а большой колокол в село Павлово.

В 1917 году немецкая оккупационная администрация во главе с губернатором фон Альтеном передала собор под начало военного ведомства, и превратило его в лютеранскую кирху. Оккупанты обпилили восьмиконечные кресты, превратив их в четырехконечные. Иконы были поруганы. В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Службы в нем запретили. Когда архиепископ Иоанн Поммер прибыл в Ригу по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Здание стояло без окон. Убранство осквернено. Художественной работы иконостасы перекорежены, свалены в кучу. Порушена роспись, исчезло все, что представляло ценность. Кроме всего, храм был объявлен собственностью латвийского государства, и высказывались мнения об использовании его то в качестве пантеона-усыпальницы национальных героев, то поступали предложения сдать его лютеранам, либо вообще снести. Но стараниями архиепископа Иоанна(Поммера) он был сохранен и возвращен Православной церкви.

После того, как в начале января 1919 года в Ригу вошли большевики, началось восстановление собора. Руководство работами безвозмездно взял на себя архитектор А.И. Трофимов. По разрешению административного отдела Рижского Совета рабочих депутатов, первое богослужение в соборе было совершено в Вербное воскресенье, 4 сентября 1919 года. Трофимов доложил приходскому Совету, что собору возвращены все иконы, которые передавались на хранение в Александро-Невскую церковь. В октябре, во время обстрела города войсками Бермонта, несколько артиллерийских снарядов попало в собор, пострадала алтарная часть. Позже были повреждены крыша, колокольня и металлическая ограда. В январе 1920 года собор был вновь открыт для прихожан. К середине 30-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Шла борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги.
5 октября 1963 года по распоряжению Совета Министров собор был закрыт и преобразован в «Дом Знаний». С куполов спилили кресты, здание храма кардинально перестроили, в куполе разместили планетарий. От собора остались только стены. В мае 1989 года Совет Министров Латвии принял решение о возвращении собора Православной Церкви. 22 апреля 1990 года на здании храма вновь были установлены кресты. Богослужения проводились уже с начала 90-х годов, однако ремонтно-реставрационные работы окончательно завершились в 2006 году.

Оригинальный иконостас с иконами В.В.Верещагина, К.Шамшина, Васильева не сохранился. Семьями благотворителей В.И.Малышкова и И.В. Малышкова был принесен в дар собору прекрасный иконостас с иконами современного письма в каноническом стилеНесохранившуюся внутреннюю роспись также заменили современной, выполненной в классическом русском стиле. В 2006 году очищены и окрашены фасады, установлено внешнее освещение.

В соборе всегда много верующих, на праздничные богослужения он, как и раньше, не вмещает всех желающих. Во время визита в Латвию в мае 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Рижском соборе Рождества Христова Божественную литургию.

 

А.Гурин

 

Источники:

1.Центр документации  Государственной инспекции по охране памятников. Инвентарный номер 60176.
2.Амвросий, архим., Барташевская В. Рижский кафедральный Христорождественский собор. Календарь православной церкви Латвии. Р.,1993.
1.Гаврилин А. В. Очерки истории Рижской епархии. 19-й век. Рига, 1999.
2.Рижский кафедральный собор Рождества Христова. Синод Латвийской Православной церкви. Р., 2006.
3.5. Синайский П. Исторический очерк Рижского Кафедрального Собора. Рига: Г. Гемпель и Ко, 1910.
4.История прихода Рижского кафедрального собора во имя рождества Христова в 1915-1920 годах, И.Бушуева, Р., 1993.
5.Б. Шалфеев. “50-летие рижского Кафедрального собора”. Газета “Сегодня” 1934 год № 298.
6.http://sobory.ru/article/

По материалам baltexpert.com

Нравится