Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Уранополитизм и патриотизм

Уранополитизм и патриотизм

E-mail Печать

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Уранополитизм 

alt

 это (от греч. Uranosнебо, polisгород) учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат л

юбви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. У

ранополитизм утверждает, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Уранополитизм утверждает, что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога, и потому не могут ничему на Земле отдавать своего сердца. Уранополитизм утверждает, что в смертном мире христианестранники и пришельцы, а их родина на небе.”

 

О патриотических чувствах и Небе

“При спорах вокруг уранополитизма одна из важнейших проблемпроблема языкаКогда я говорю про патриотизм, я имею ввиду конкретную идеологию, ставящую интересы земного отечества в качестве высшей ценности.

Под патриотизмом я имею ввиду то, о чем говорит Википедия:
“Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Вот с этой идеологией несовместимо небесное гражданство, ибо Бог не дал в Писании и Предании заповеди “любви к Родине”, а потому недопустимо считать патриотизм религиозной добродетелью. То, чего Бог не заповедал, заповедью не является.

Недопустима для христианина и “гордость достижениями и культурой Родины“. Ведь Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать.  Да и собственно наличие земного отечества для христианина вещь вовсе не самоочевидная. Консенсус патрум будет скорее на стороне тех, кто утверждает наличие у христианина только одного Отечества – небесного. Другие мнения высказывались только редкими святыми последних двух веков, что противоречит принципу преп. Викентия, “Предание – то, чему верили все, всегда и повсеместно”.

Другое дело, чувство любви к Родине. Для очень многих патриотизм – это именно такое чувство, а не идеологическая система. Как оценить это чувство с точки зрения Неба? А никак. Оно само по себе нейтрально. Как и любое другое чувство само по себе оно лишено самостоятельной ценности. В качестве примера приведу более примитивное чувство – чувство голода. Человеку ужас как захотелось ветчины. Плохо это или хорошо? Это безразлично. Но если это чувство проснулось в Страстную Пятницу – то это дьявольское искушение. И не потому, что  ветчина злая или плохая, а потому что пост. Так же и любовь (в смысле привязанность) к месту и стране своего рождения вещь безразличная сама по себе. Она может привести к благу, когда, например, движимый этим чувством человек будет обращать ко Христу своих соседей. Она может привести к злу, когда человек под предлогом этого чувства начинает оправдывать преступления, совершаемые во имя Родины, и тем более в них участвовать. Но само это чувство нейтрально.

Делать из этого чувства добродетель – бесполезно. Сами по себе способности человека добродетелями не являются. Считать, что оно должно быть у всех – ничем не оправдано. Чувство это не изначально, и не повсеместно. У кочевых народов и у охотников его нет, а у жителей мегаполисов оно от природы слабо. У христианских народов оно было крайне слабо, пока Церковь формировала мышление людей. И люди старались отождествлять себя не по государственной или национальной составляющей своего бытия, а по тому, к какой религии они принадлежат. Оно не самоочевидно для человека, иначе не требовалось бы патриотического воспитания. Оно не требуется Богом, а потому кто мы такие, чтобы требовать его от других людей.
Так что как хорошо заметила одна из моих оппонентов, патриотизм в этом отношении похож  по значению на стремление хорошо и красиво накрыть стол. Ни грехом, ни добром это чувство не является. Но если это чувство мешает идти в небо, то в этом случае его придется побороть.”

Уранополитизм: зачем нужен новый термин?

“Этот вопрос мне задают многие мои друзья, которые совершенно справедливо замечают, что то, что я пишу – это и есть самое обычное христианство, изложенное в Библии и у Отцов Церкви. Попробую объяснить свою позицию. На мой взгляд в мировоззрение многих современных православных вкралось столько псевдохристианской мифологии, что если мы скажем “просто христианство”, нас обвинят в протестантизме, а слово “православие” в сознании огромного количества людей обозначает нечто совершенно неопределенное, абстрактное. Сейчас православным себя называет Карпец (по нормальной классификации обычный гностик), царебожник (по традиционной классификации – язычник), атеист вроде Лукашенко и т.д. А еще нам страшно мешает “теория теологуменов”, когда каждый желающий считает себя в праве приписывать слову “православие” какие угодно значения. Мы столкнулись при осознании Церкви действующей в мире сем с той же проблемой, с которой столкнулись Отцы 1 Вселенского Собора, говоря с арианами. Одни и те же слова в сознании разных людей несут часто взаимоисключающие значения. И при этом людей не коробят выражения вроде тех, которые я недавно видел на банере в Подмосковье “Церковь всегда служила России”. Хотя обычная 1 заповедь Декалога служить кому бы то ни было кроме Бога запрещает.

И я считаю, что необходимо ввести новый термин, с которым не смогли бы согласиться сторонники “гибридных православий”. – Слово “уранополизм” – новое, а потому его пока не возможно истолковать превратно. Оно совершенно четко проводит грань между православным христианством и патриотическим “христианством”, отделяет православную веру и от национализма, и от космополитизма, и от либерализма. Термин этот даже больше укоренен в Писании, чем Никейское “омоусиос”. Город небесный упоминается в Писании неоднократно (Апок. 21-22, Евр. 11, 10-16; 12,22; 13,14) и потому выражение “уранополитизм” или “небесное гражданство” – просто библейское.

Что касается того, что звучание этого термина может вызывать ложные ассоциации, то мне кажется, что свинья грязь найдет. Думаю, что и людое другому слову можно подобрать гадкую ассоциацию. И бессовестных и не боящихся Бог людей всегда найдется много. Можно называть это направление мысли и по-русски “небесным гражданством” но это все же два слова, а не одно. Впрочем это уже вопрос вкуса. Я не знаю, какой варинт этого слова приживется. Да мне и это и безразлично. Главное, чтобы Церковь сохранила свой неотмирный взгляд на происходящее.

Что же касается ассоциаций с политикой, то она вполне оправдана. Уранополитизм – это Христова программа жизни в этом мире. Она включает в себя в том числе и вполне конкретные взаимоотношения с любыми формами государственной власти. Вопреки распространенному мнению я убежден, что христианство не совместимо практически ни с какой существующей мирской идеологией в чистом виде, но при этом оно имеет совершенно четкий взгляд на все процессы этого мира. Именно этот небесный взгляд на земные процессы я и называю уранополитизмом”

 священник Даниил Сысоев † 2009

 
Loading...


Яндекс цитирования