Станут ли Балканы «экспериментальной экуменической площадкой»?

Казак
Печать

alt

 

В Сербии с 4 по 9 октября проходят торжественные мероприятия, посвященные 1700-летию Миланского эдикта. Церковные службы были отслужены в Белграде и городке Ниш – родине императора Константина, с которым и связывают принятие известного указа, легализовавшего христианство в Римской империи.

 

      
Главными действующими лицами на торжествах выступают главы православных Церквей, которых принимает предстоятель Сербской православной церкви Ириней. К нему в гости прибыли Константинопольский патриарх Варфоломей, Иерусалимский Феофил, Московский и всея Руси Кирилл, архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Афинский и всей Эллады Иероним II, Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Варшавский и всея Польши Савва и другие. Инославие представлено, в частности, иерархами Армянской апостольской церкви и Англиканской. Своеобразную деликатность проявил Ватикан, прислав в качестве специального посланника папы Римского Франциска 89-летнего кардинала Йозефа Томко, чей карьерный пик пришелся на понтификат Иоанна-Павла II.
      
Дело в том, что Римско-католическая церковь отпраздновала в Сербии юбилей Миланского эдикта в двадцатых числах сентября. Из Рима в Белград прибыл миланский архиепископ Анжело Скола. На стадионе «Ciair» в Нише состоялось моление с участием 3 кардиналов, 36 епископов и 120 священников из различных стран мира. Участие в нем приняли также делегации Сербской православной церкви, муфтията, протестантских и иудейских общин. Шла прямая трансляция по второму каналу национального телевидения Сербии. «Значительным событием» ватиканская пресса назвала присутствие на молении президента Сербии Томислава Николича и других высокопоставленных чиновников. При этом боснийский кардинал Винко Пулич заметил: «Мне жаль, что не удалось сделать совместное празднование с православной Церковью». То есть планы такие были.
      
Тем не менее, это не помешало архиепископу Скола встретиться в рабочем порядке с иерархами Сербской православной церкви. Его беседа с патриархом Иринеем в ватиканской прессе получила такую оценку: «Призыв главы Миланской архиепископии к примирению и диалогу – значительный шаг в экуменическом диалоге с сербским патриархом Иринеем». Сам архиепископ впоследствии заметил, что «с главой Сербской православной церкви мы пришли к выводу, что необходимо срочно найти новые силы и энергию, так как наши церкви могут сблизиться в рамках экуменического процесса». Сам патриарх Ириней в интервью Frankfurter Zeitung в начале октября заявил, что для католической и православных Церквей большое значение имеет после стольких веков разногласий активизация диалога и предложил провести в перспективе Вселенский Собор. Он сделал при этом оговорку, что, по его мнению, еще не пришло время для визита папы Римского в Сербию, но мнение «сербских пессимистов, которые расценивают каждый контакт с представителями Римско-католической церкви вредным для православия, совершенно неправильно и не может быть принято».
      
С чем связана такая «дипломатичность» патриарха Иринея? На наш взгляд, на то есть две причины. Во-первых, предстоятель не может не испытывать давление со стороны светской власти, а именно администрации президента Николича, которая четко нацелена на интеграцию с Европейским союзом. Когда патриарх обосновывает несвоевременность приезда понтифика наличием «200 тысяч беженцев из Хорватии, многие из которых не были бы рады увидеть папу Римского», это противоречит концепции Томислава Николича о Сербии как «стране, где многочисленные этнические группы и религиозные общины живут в мире и согласии», озвученной главой республики на встрече с архиепископом Скола.
      
Во-вторых, значение имеет активизация экуменической политики со стороны Константинопольского патриархата. Так, 21 сентября во время пребывания в Стамбуле болгарского патриарха Неофита константинопольский патриарх Варфоломей публично заявил: «Мы не предаем православие, в чем нас некоторые обвиняют. Мы также не поддерживаем экуменические концепции, но провозглашаем всем истину Православия». Но зачем опровергать то, чего нет? Как отмечает Vatican insider, западной аудитории это заявление может показаться странным, учитывая частое присутствие Варфоломея в Ватикане, однако за этим стоит «двойственная» риторика Фанара. Константинопольский патриарх в вопросах экуменической политики сталкивается с противодействием греческих православных консерваторов и Московской патриархии. «Некоторые эксперты ожидают следующий «ход» Варфоломея, и это, как вариант, будет розыгрыш «партии» в Сербии», - констатирует издание.
      
Иначе говоря, православно-католическое сближение может состояться на Балканах, которые станут «экспериментальной экуменической площадкой». В этом заинтересованы многие. Балканские элиты сегодня с настороженностью наблюдают за турецкими политическими реформами, которые проводит премьер-министр Реджеп Эрдоган. Аналитики отмечают взаимосвязанные процессы возрождения идей неоосманизма и исламизации страны. Станут ли в дальнейшем по этой причине турецкие общины на Балканах «фактором риска» для европейской и христианской идентичности региона или они будут относительно безболезненно ассимилироваться? Тот или иной вариант пока исключать нельзя. На этом фоне перед национальными православными Церквями встает выбор, что для них ближе – Москва или Ватикан с Фанаром.
     
Станислав Стремидловский
     
По материалам iarex.ru
Нравится