На Дону есть шутка: мол, даже Адам и Ева казаки! Можно было бы посмеяться по этому поводу и забыть. Но недавно моё внимание привлёк один казачий исследовательский центр - НИЦ ТК Кубани. Приведу цитаты из материалов этого центра, где затронуты такие проблемы, как «время и причины формирования основных этнических общностей (этносов и этнических групп) Краснодарского края: адыгейцев, славянских групп (кубанского казачества, чехов, поляков, болгар), греков, различных армянских этнических групп черкесо-гаев, амшенских армян, хемшил), молдаван, курдов, немцев, тюркоязычных (крымских татар, турок-месхетинцев), фино-угроязычных ( эстонцев, мордвы и т. д.».
Автор текста перечислил все (или почти все) народы, живущие на Кубани, кроме русского. Возникает ощущение, будто предков наших там никогда не было. Между тем, начиная с XVlll века, именно русские на Кубани - титульная нация. А Кубанские казаки для уважаемого историка всего лишь славянская этническая группа, теряющаяся где-то между поляками, чехами и болгарами. Теперь же хочется подойти к сложному вопросу, ведь без ответа на который нельзя понять, есть ли такая национальность - казаки, или нет. Что такое этнос? Какой признак делает группу людей народом? Язык? Культура? Вера? Национальное самосознание? Каждый ли из вышеперечисленных факторов может стать фундаментом новой нации, или все они, как кирпичики, слагаются в единое здание этноса?
Ответы на эти вопросы скрыты от нас « за семью печатями». Определённо можно сказать лишь одно: народ не учреждается распоряжением партии и правительства, не создаётся указом царя, князя или атамана. Однако современное казачество заявляет о себе как об отдельном народе. Пишут об этом и серьёзные ученные, и авторы казачьих сайтов. Для примера вот несколько отрывков из одного документа первой в России казачьей организации «Кубанская казачья рада» под названием « Возрождение кубанского казачества».
Начиналась казачья рада в 1988 году как студенческий клуб при Кубанском государственном университете. Члены клуба читали лекции, готовили доклады, телепередачи. Кружок быстро расширялся. Через два года (13 – 14 октября 1990 года) прошёл первый съезд потомков кубанских казаков. Именно на нём был создан «союз казаков», названый потом Кубанской казачьей радой.
Были поставлены следующие задачи: «… воссоздать былые структуры управления Кубанского казачьего войска, выстроить вертикаль управления… воссоздание моноэтнической казачьей организации». Выражение это удивительно, тем более, что казаки никогда не были представителями одного народа. С самого начала истории казачества на берега Дона, Волги, Терека, Урала… бежали люди разных национальностей - русские, татары, калмыки… Кроме того, казачками часто становились турчанки, черкешенки, чеченки, персиянки и женщины других народностей. Приток иностранцев в казачьи станицы и хутора не прекращался до конца XlX века. О каком мононациональном казачестве может идти речь?
Однако часть современной казачьей общественности продолжает развивать тезис об отдельной казачьей (не русской) народности. Правда, делается это исподволь. Иначе как объяснить, что кубанских казаков, всегда считавших себя русскими, называют народом, славянской этнической общностью?
А может быть, казаки в древности действительно являлись самостоятельным народом, но забыли об этом?
Но вернёмся к материалу Казачьей рады. Кроме создания моноэтнического казачества рада приняла следующие решения: «… добиться на государственном уровне признания незаконными репрессии, которым подвергалось казачество в годы социалистического строительства, признать казаков репрессированным народом, добиться его реабилитации».
Данный отрывок наводит на определённые параллели: нынешний украинский национализм основан на двух утверждениях. Первое - украинцы это народ, причём очень древний, появившийся, задолго до Рождества Христова. Второе: украинцы народ репрессированный - он должен быть реабилитирован! В итоге распространения этих идей на Украине выросли и пришли к власти неофашисты.
Как известно, история часто повторяется. И сейчас мы можем получить проблему казачьего национализма или сепаратизма. Хотя Кубанская рада утверждает, что «казачество не претендует на какую-либо исключительность». Однако эта позиция может поменяться. Тем более, что уже появилось казачье движение сомнительного толка - так называемый «Всеказачий общественный центр» (ВОЦ). Первый съезд этой организации был приурочен ко дню памяти Апостола Андрея Первозванного. И представители центра заявили, что этот святой - креститель «предков казачьего народа». Но позвольте! По мнению авторитетных отечественных историков на Дону и Кубани во времена Апостола Андрея казаков просто не было!
Мало того, на том же собрании ВОЦ было объявлено о «возрождении независимой от русской православной церкви (РПЦ) автокефальной казачьей православной апостольской церкви (КПАЦ)». В публикации на сайте «казачьей церкви» дальше говориться: «Как полагают в ВОЦ, казачья церковь существовала до XVlll века, когда Пётр l и Екатерина ll полностью уничтожили суверенитет этого особого народа».
Возникает вопрос: что произошло на собрании ВОЦ? Действительное возрождение «не зависимой казачьей церкви», или создание новой структуры? Проще говоря, была ли когда-либо в истории у казаков автокефальная церковь?.. Вряд ли, потому что в те времена, когда предки казаков - бродники строили первые станицы на Дону в Xl веке, донская степь уже входила в состав аланской митрополии Константинопольского патриархата. А позднее эти земли оказались в составе Русской церкви.
Казачий историк Андрей Гордеев по этому поводу пишет: « Связь казаков с Москвой не прерывалась. Они (казаки) в церковном отношении подчинялись епископу сарско-подонскому, перенёсшему свою кафедру в Москву, откуда они получали все церковные книги, и где назначалось для их церквей духовенство».
Получается, что с середины Xlll века казаки - часть Русской православной церкви. Далее: в программе Всеказачьего общественного центра значится преданый анафеме украинский гетман Иван Мазепа… как борец за кровные интересы казачьего народа. И его личности, мол, надо дать объективную оценку».
Как известно, умер Мазепа в изгнании, проклятый современниками и потомками. Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о «казачьем герое» гетмане Мазепе.
Дальше в прокламации «казачьей церкви» говориться, что они, дескать, настаивают на реабилитации генералов Краснова, Шкуро и Фон Паннвица. Об этих людях подробно говорить, как мне кажется, вообще не стоит, достаточно упомянуть, что они создали казачью дивизию СС. А значит, с точки зрения международного трибунала, они - военные преступники.
Надо ли говорить, что объединения, подобные «казачьей церкви», могут стать бомбами замедленного действия. Через них легко вести подрывную работу внутри народов России.
Возникает вопрос: что с этим делать? Мне кажется, единственный способ избежать вовлечения людей, особенно молодых, в подобные казачьи «секты», вернуть казаков на службу Отечеству - в армию. А то сейчас многие казаки напоминают скорее театральную труппу, чем серьёзное оющественное формирование. Ведь после Великой Отечественной войны крупные казачьи силы в боевых действиях не участвовали.
Казакам, если они действительно хотят на деле послужить России, предстоит многому научиться, чтобы стать боеспособным войском. Но для начала необходимо признать очевидный факт: казаки были и есть часть русского народа. И отличаются они от прочих русских не больше, чем сибиряки от крымчан или поморы от рязанцев. Утверждать, что сегодняшние казаки - это отдельный этнос (пусть даже и славянский) глупо хотя бы потому, что революция 1917 года, гражданская воина, так называемое расказачивание, и Великая Отечественная практически ррастворили казачество.
Те, кто выжил, либо ушли с белыми армиями, либо с гитлеровцами и рассеялись по земному шару, либо остались в советской России и жили, скрывая своё происхождение. В конечном итоге они слились с окружающими людьми, переселенцами из других областей страны…
Можно только гадать, что было бы, если бы не грянули все эти потрясения? Возможно, лет через 100 - 200 этнический процесс бы завершился, и казаки сложились бы как народ. Может быть, они даже получили бы право автономии в составе Российской империи. Но случилось то, что случилось. И в ближайшие века вряд ли казаки вырастут в полноценный этнос.
Однако, если они поймут и примут нынешнее положение вещей, поставят себе целью не возврат в прошлое (которому уже не бывать), а исполнение своего предназначения - защищать Родину, тогда они действительно возродятся. Только в этом случае у казачества есть будущее.
Николай ФАТЬЯНОВ