О сельском самоуправлении

Николай Корытько
Печать

altОдин человек в состоянии эффективно непосредственно управлять коллективом численностью не более 10 человек.

При большей численности коллектива требуется дробление его на несколько частей с назначением старшего каждой части.

 

1. Общие принципы построения систем управления

 

Как мы знаем из:

- науки кибернетики;

- тысячелетнего опыта человечества;

- окружающей действительности;

- личного опыта

один человек в состоянии эффективно непосредственно управлять коллективом численностью не более 10 человек.

При большей численности коллектива требуется дробление его на несколько частей с назначением старшего каждой части. В результате формируется двухуровневая система управления, при которой руководитель управляет коллективом не непосредственно, а при помощи подчиненных ему старших частей коллектива.

Соответственно, такая система приемлема при численности коллектива не более 100 человек. При большей численности коллектива требуется дробление частей коллектива на несколько подчастей с назначением старшего каждой подчасти. В результате формируется трехуровневая система управления, при которой руководитель управляет коллективом при помощи подчиненных ему старших частей коллектива, а те - при помощи старших подчастей.

 

2. Исторические принципы организации сельского самоуправления в России

 

Именно такой подход с незапамятных времен был аксиомой для наших дореволюционных предков при формировании органов местного самоуправления на селе.

Со времен Рюриковичей и до 1917 года в селе с численностью в несколько десятков дворов сельский староста занимался делами села не в одиночку, а при помощи «десятских старост», представлявших небольшие группы жителей села.

Если же село имело не одну сотню дворов, то сельскому старосте помогали «сотские старосты», которые, в свою очередь, опирались в своей работе на десятских старост.

При помощи такой системы поддерживалась живая обоюдосторонняя взаимосвязь между рядовыми селянами и старостой села.

Причем указанная общинная организация села не страдала от крепостного праваспецифика была лишь в том, что в помещичьих деревнях она помогала крестьянам находить общий язык с барином, а в остальных – с государством.

 

3. Ситуация с сельским самоуправлением в современной России

 

Совсем иначе обстоит дело с самоуправлением в современных российских сельских поселениях, организуемым в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее именуемым «Закон»).

Согласно п.3 ст.35 Закона представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, а согласно п.2 ст.25 Закона сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Как правило, глава поселения и трезво оценивающие ситуацию односельчане понимают, что собрать вместе полсотни людей, да еще добиться от них конструктивного обсуждения серьезных вопросов жизни деревни нереально.

В результате сверхдемократичные с виду нормы Закона приводят к вынужденному авторитаризму главы такого поселения, управленческая нагрузка на которого в такой ситуации превышает норму (10 человек) в несколько раз (до десяти!).

С поселениями численностью более 100 человек ситуация несколько иная – согласно п.2 ст.34 Закона наличие в структуре органов местного самоуправления такого поселения представительного органа является обязательным.

Согласно п.6 ст.35 Закона численность депутатов представительного органа такого поселения не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек.

На практике соответствующие органы сельских поселений положение Закона «не менее 7 человек» понимают как указание сверху «достаточно семи человек».

В этой ситуации управленческая нагрузка на главу поселения укладывается в норму, а вот управленческая нагрузка на одного депутата превышает норму в 1,4 – 14 раз, поскольку на депутата в такой ситуации приходится от 14 до 142 избирателей.

Таким образом, предлагаемая Законом двухуровневая система самоуправления оказывается недостаточной даже для поселений численностью от 100 до 999 человек, не говоря уже о более многочисленных поселениях.

 

4. Модели разумного распределения управленческой нагрузки

 

Чтобы понять сколько же уровней самоуправления требуется для равномерного распределения управленческой нагрузки рассмотрим несколько чисто математических примеров:

 

Село численностью 49 человекимеет смысл разбить на 7 групп численностью 7 человек в каждой и предоставить каждой группе возможность выбрать старшего. Выборы старшего села в таком случае разумно предоставить семи старшим семерок.

Так формируется двухуровневая система самоуправления.

 

Село численностью 343 человекаимеет смысл разбить на 7 групп численностью 49 человек в каждой, а каждую группу по 49 человек в свою очередь разбить на подгруппы численностью 7 человек.

После этого имеет смысл предоставить каждой подгруппе возможность выбрать старшего, старшим семерок выбрать старшего своей группы, а старшим групп выбрать старшего села.

Так формируется трехуровневая система самоуправления.

 

Село численностью 2401 человекимеет смысл разбить на 7 частей численностью 343 человека в каждой, каждую часть по 343 человека разбить на группы численностью 49 человек, а каждую группу, в свою очередь, на подгруппы численностью 7 человек.

После этого имеет смысл предоставить каждой подгруппе возможность выбрать старшего, старшим семерок выбрать старшего своей группы, старшим групп выбрать старшего своей части села, а старшим частей села – старшего всего села.

Так формируется четырехуровневая система самоуправления.

 

5. Возможности приведения многоуровневых систем самоуправления в соответствие с нормами Закона

 

Прежде чем анализировать возможности формализации многоуровневых систем самоуправления необходимо оговориться, что для формирования на селе реального самоуправления главное создать такие системы, а не формализовать их.

Даже если соответствующая потребностям данного села многоуровневая система будет существовать большей частью неформально, она сможет принципиально оздоровить отношение сельчан к делам своего села и их взаимоотношения с местной властью.

 

5.1 Двухуровневая система самоуправления

 

При решении задачи формализации двухуровневой системы самоуправленияв селе численностью 49 человек имеет смысл использовать нормы ст. 29 Закона:

 

«1. Для … осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан…

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются … уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования...»

 

Также важны нормы ст.30 Закона о конференции граждан (собрании делегатов):

 

«1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования … полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования...»

 

Опираясь на эти нормы можно разбить такое село на 7 участков численностью 7 человек в каждом и предоставить жителям каждого участка возможность провести свое собрание и выбрать своего делегата. Так можно сформировать постоянное собрание делегатов села численностью 7 человек.

Выбрать главу сельского поселения собрание делегатов само не сможет, так как согласно п.2 ст.36 Закона глава муниципального образования избирается

- на муниципальных выборах (а согласно п.1 ст.23 Закона муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании);

- либо представительным органом муниципального образования из своего состава (а собрание делегатов представительным органом не является).

Однако закон не запрещает внести в устав сельского поселения право собрания делегатов выдвигать кандидата на должность главы поселения и/или рекомендовать односельчанам избрать одного из выдвинутых кандидатов.

В условиях сельских политических реалий такого выдвижения или рекомендации собрания делегатов может оказаться вполне достаточно для гарантированного избрания главой поселения их кандидата.

 

5.2 Трехуровневая система самоуправления

 

При решении задачи формализации трехуровневой системы самоуправленияв селе численностью 343 человека первый уровень самоуправления можно сформировать по схеме, изложенной выше для двухуровневого самоуправления, а второй – путем избрания представительного органа, например под названием Совет депутатов.

Для этого село нужно разбить на 7 избирательных округов численностью 49 человек в каждом, а каждый округ на 7 участков численностью 7 человек в каждом и предоставить жителям каждого участка возможность провести свое собрание и выбрать своего делегата. Так можно в каждом округе сформировать постоянные собрания делегатов (по 7 делегатов в каждом).

Выбрать депутата по своему округу собрание делегатов само не сможет, так как согласно п.1 ст.23 Закона муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Однако закон не запрещает внести в устав сельского поселения право собрания делегатов выдвигать кандидата в депутаты по своему округу и/или рекомендовать односельчанам избрать одного из выдвинутых кандидатов.

В условиях сельских политических реалий такого выдвижения или рекомендации собрания делегатов может оказаться вполне достаточно для гарантированного избрания депутатом их кандидата.

А вот возможность избрания главы поселения Советом депутатов прямо предусмотрена п.2 ст.36 Закона.

 

5.3 Четырехуровневая система самоуправления

 

При решении задачи формализации четырехуровневой системы самоуправленияв селе численностью 2401 человек первый  и второй уровни самоуправления можно сформировать по схеме, изложенной выше для трехуровневого самоуправления, а третий – путем формирования непредставительного органа местного самоуправления, например под названием «Совет управляющих».

Для этого село нужно разбить на 7 частей, например под названием «околоток», численностью 343 человека в каждом околотке, каждый околоток разбить на семь избирательных округов численностью 49 человек в каждом. Таким образом, село будет разбито на 49 избирательных округов, а каждый округ на 7 участков численностью 7 человек в каждом.

После того, как жители каждого участка проведут свое собрание и выберут своего делегата, а затем под контролем делегатов пройдут выборы депутатов, в поселении будет сформирован Совет депутатов численностью 49 человек.

Имеет смысл внести в устав поселения нормы о том, что в Совете депутатов формируется семь территориальных депутатских групп численностью семь человек каждая, состоящих из депутатов из одного околотка.

Каждая группа избирает своего главу, именуемого, например, «управляющим околотка», а все вместе главы таких депутатских групп образуют Совет управляющих.

Выбрать главу сельского поселения Совет управляющих сам не сможет, так как согласно п.2 ст.36 Закона глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования, а представительным органом Совет управляющих не является.

Однако закон не запрещает внести в устав сельского поселения право Совета управляющих выдвигать кандидата на должность главы поселения и/или рекомендовать Совету депутатов избрать одного из выдвинутых кандидатов.

В условиях сельских политических реалий такого выдвижения или рекомендации Совета управляющих может оказаться вполне достаточно для гарантированного избрания главой поселения их кандидата.

 

6. Предложение

 

Для формирования конкретной модели реформирования местного самоуправления желательно определить «стартовое» поселение и собрать информацию о численности и структуре его населения, а также о действующей системе организации органов его самоуправления.

Нравится