Уклад жизни казачества

Казак
Печать

altКазачество Крыма ставит своей целью историческое и духовное возрождение казачества, как народа, социальную защиту трудящегося  казачества, поощрение предприимчивости и инициативы в производственной деятельности, возрождение на этой основе казачьей культуры.

 

Казачество - один из важнейших общественных институтов   современного общества, неотъемлемая часть его государственно -политической, социально-экономической и культурной жизни. Возрождение казачества вызвано необходимостью демократических преобразований общества и его востребованностью государственными институтами в целях несения государственной службы.
Подход к законодательной концепции возрождения казачества  должен удовлетворять общим конституционным требованиям, предъявляемым к законам, смысл и содержание которых определяются правами и свободами человека и гражданина. Данная конституционная норма требует формулирования предмета закона как регулирование права человека или общественных отношений, связанных с его реализацией (защитой, обеспечением). Применительно к процессу возрождения казачества эта норма указывает на необходимость законодательного регулирования казачьих институтов, основанных на конституционных правах граждан с соблюдением ограничительных условий - равенства прав граждан. Иными словами, законодательное регулирование возрождения казачества должно осуществляться «снизу», от граждан, и при этом отвечать требованиям соблюдения основного процедурного принципа права человека - права выбора. В данном случае это - право выбора гражданином образа (уклада) жизни, который для казачества характеризуется такими социальными началами, как военная служба, общинное землевладение и землепользование, местное самоуправление с его круговой демократией, включая разрешение возникающих внутриобщинных споров самой общиной в форме  казачьего суда.
Для выявления состава конституционных прав граждан и населения, определяющих соответствующие казачьи институты и предметы регулирования законов, необходим анализ политико-правовой и социально-экономической природы казачества.
Традиционными составляющими военно-земледельческого уклада жизни казачества были тесно взаимосвязанные занятие, быт, устройство. Фундаментом организации этой связи была поселенческая   община с функциями осуществления местного самоуправления и распоряжения местными ресурсами. Организационно поселенческие общины входили в казачьи войска - государственное административно-территориальное образование со своим военным и гражданским управлением, правами собственника земельных, водных, иных природных ресурсов и войскового имущества. Организация и материальное обеспечение допризывной подготовки и несения казаками войскового сословия действительной военной службы в составе  армии - основная задача казачьих войск. Каждый казак обязан быть приписанным к одному из казачьих поселений. Казаки невойскового сословия (в том числе проживающие вне данной поселения) помогали поселенческому   обществу материально, обеспечивая военную службу других казаков.
В начальный период   организация казачьих общин строилась на следующих принципах:
- общее землевладение и землепользование при отсутствии частной собственности на землю;
- равенство всех членов общины между собой;
- полная организационная, финансовая и судебная самостоятельность самоуправления общины.
Последующее законодательное закрепление частной собственности на землю, введение сословий, ограничение организационных и территориальных начал самоуправления существенным образом изменили модель казачьей общины. "Казачьи войска XIX-XX столетий представляли лишь слабое подобие прежних казачьих общин".      Казачество с собственным государственно-национальным образованием к концу ХIХ века окончательно трансформировалось в сословие. При этом государственная власть, полностью подчинив себе высшие и средние слои казачества, сохранила основной носитель традиционного уклада казачьей жизни и его многовековую низовую круговую демократию - местное самоуправление («общественное управление») поселений и хуторов. Стремление восстановить прежнюю казачью демократию в форме государственно- национального образования,  явилось основным мотивом поддержки значительной частью казачества революции 1917 года.
Тесная зависимость военной службы казака и права казачьего войска и станичной общины самостоятельно распоряжаться войсковыми и местными ресурсами являются характерным признаком казачьего военно-земледельческого уклада жизни.
При разработке концепции возрождения казачества возникает вопрос: какие принципы модели казачьей общины более соответствуют современной культуре и целям развития  современного общества? Принципы модели XVII или начала XX века или их комбинации? И кто должен дать такую оценку? Без ответа на эти вопросы нет и достаточных оснований говорить о какой-либо приемлемой однозначно воспринимаемой государственной властью, обществом и специалистами законодательной концепции возрождения казачества. Представляется, что только опрос граждан, считающих себя казаками или относящихся к таковым, может дать ответ на поставленные вопросы.
Решение вопроса о восстановлении государственно-административных образований казачества (образование казачьих субъектов) требует Федерализации нашего государства. Но Автономная Республика Крым уже является  субъектом Федерации (раздел Х Конституции Украины) и  не сложно политически и юридически в ее границах возродить Крымское Казачье Войско.
В рамках действующей Конституции может быть эффективным и возрождение казачьего поселенческого местного самоуправления, основанного на императивных конституционных принципах местного самоуправления.
Основополагающими из этих принципов, соответствующих общинному самоуправлению («общественному управлению»), являются:
1) в соответствии с разделом ХI   Конституции Украины: осуществление местного самоуправления в формах непосредственной демократии (через поселенческий сбор) и через выборные казачьи институты - поселенческий атаман, поселенческое правление, поселенческий суд;
2) в соответствии с разделом ХI   Конституции Украины: самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, к которой (согласно  Конституции) могут относиться земля и другие природные ресурсы.
Таким образом поселенческая община как субъект права местного самоуправления и хозяйствующий субъект имеет конституционно-правовые основания для своего признания  законом Украины  и законодательной регламентации норм ее организации и деятельности в традиционных казачьих формах.
В отношении института поселенческого суда отсутствуют прямые конституционные основания для его признания  конституционным законом как элемента судебной системы  Украины. В то же время отсутствуют и какие-либо ограничения на такое признание.
Подход к законодательной регламентации норм казачьей  поселенческой общины может быть реализован:
- в один этап - путем принятия  рамочного закона о казачьем местном самоуправлении (о  казачьей общине с властными полномочиями);
- в два этапа: 1) регулирование организации казачьей общины в сфере гражданско-правовых отношений в форме специфического общественного объединения - органа территориального общественного самоуправления данного казачьего поселения (Сечи, поланки, станицы, хутора, поселка, микрорайона в городе); 2) трансформация правового статуса станичной (хуторской) общины из гражданско-правовой сферы отношений в публично-властную в форме органа местного самоуправления.
Эффективность реализации варианта подхода определяется эффективностью лоббирования интересов казачества в  законодательном органе.

Выводы:
1. В рамках действующей Конституции (на основе конституционных прав граждан) процесс возрождения казачества может быть эффективным в следующих направлениях:
восстановлении казачьего местного самоуправления (в поселениях, относящихся к казачьим) и организации местного самоуправления в казачьих формах для новых поселений или вновь заселяемых поселений, большинство граждан которых изъявили согласие взять на себя обязательства по несению казачьей государственной службы (возрождение казачьих сечевых, поланково-станичных и хуторских общин);
создании различных форм объединений граждан (относящих себя к казакам и составляющих меньшинство в данном поселении) в целях сохранения традиций и обычаев казаков, несения казачьей государственной службы;
создании органов территориального общественного самоуправления с атаманской формой правления в городах и других поселениях (для компактно проживающих граждан, относящих себя к казакам и составляющих большинство на данной микротерритории - квартал, микрорайон, улица, дом, группа домов и т.п.).
2. Общий (концептуальный, системный) принцип возрождения казачества формулируется как императивное право использования местных ресурсов поланково-станичными (хуторскими) общинами в интересах казачьей военной службы.
3. В основу разработки законодательной концепции возрождения казачества необходимо положить конституционные права граждан на собрания и объединение, в том числе по месту жительства, для защиты общественных интересов в форме органа территориального общественного самоуправления, и конституционные права граждан и населения в сфере местного самоуправления, как соответствующие понятию традиционной казачьей поланково-станичной (хуторской) общины.

4. В качестве одного из базовых  законов (в рамках законодательной концепции возрождения казачества) необходим закон, предметом регулирования которого являются права граждан на собрания и объединение для защиты общественных интересов казачьей станицы (хутора, иного поселения). Организационно - правовой формой такого объединения является орган территориального общественного самоуправления, изначально урегулированный как институт народовластия в Законе Украины «О местном самоуправлении».

Нравится