Детско-юношеское духовно-нравственное военно-патриотическое учение Горлица

Русская община
Печать

 

 

Доклад на Международных образовательных Рождественских Чтениях

в январе 2010 года Иерей Сергей Богачков

 

«Детско-юношеское духовно-нравственное военно-патриотическое учение «Горлица» — это педагогическое событие, разработанное на основе православных ценностей и лучших традиций Российского воинства, детально проработанное и тщательно подготовленное, в котором, сохраняя мирный дух, все участники проходят через ряд испытаний.

Цель: духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Плодами учения признаются те внутренние изменения у участников, которые направлены к совершению ими нравственных поступков.

Учение «Горлица» разработано коллективом педагогов Волгоградского епархиальногоСвято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики.

При проведении учения «Горлица» должны выполняться три основных условия:

  1. В составе устроителей учения (штабе учения) непременно должен быть священник.
  2. Должны неукоснительно выполняться утвержденные правила учения «Горлица».
  3. Все должно быть по-настоящему для всех участников учения.

В случае невыполнения этих условий предпринятое мероприятие учением «Горлица» не является и плоды его непредсказуемы.

В учении «Горлица» во время учебно-боевых действий армиям категорически запрещается использовать технические средства, так как данное учение направлено на собирание внимания к внутреннему миру и духовно-нравственным качествам. Для достижения такой непростой цели в учении «Горлица» введена должность Хранителя учения.

Хранители учения призваны не только контролировать четкое исполнение правил, но совместно с остальными устроителями создавать и сохранять такуюдуховно-нравственную среду, в которой все участники учений сами будут видеть свои недостатки и предпринимать усилия для их исправления.

Основные понятия

В учении «Горлица» можно выделить три этапа:

1.  На подготовительном этапе:

Деление на армии условно и необходимо для моделирования всех психологических и физических факторов учебно-боевых действий и жизненных обстоятельств в условиях военного положения.

2.  В учебно-боевые действия входят следующие события:

Победителями в учении «Горлица» считаются все воины, не выбывшие за нечестие.

В учебно-боевом сражении армия считается победительницей, если соединяет два флага и удерживает их до истечения отведенного времени. Овладение флагом противоположной армии и его удерживание происходит путем снимания погон у воинов с учетом категорий.

Воины, проявившие во время учебно-боевых действий честность, благородство, смелость, мужество, решимость, терпение, послушание и бодрость, после окончанияучебно-боевого сражения голосованием бойцов противоположной армии выбираются в «Десятку Отважных».

Парад «Десятки Отважных» проходит под пение Государственного гимна России.

Заканчиваются учебно-боевые действия христосованием или братанием.

3.  На заключительном этапе в учение «Горлица» входят:

Подготовительный и заключительный этапы учения важны для создания и сохранениядуховно-нравственной среды и условий для безопасности всех участников, а также для удержания и закрепления плодов учения.

Заключительное построение является одним из важных событий. Во время этого построения «Десятке Отважных» могут быть вручены грамоты, а всем остальным свидетельства об участии и памятные подарки.

Заканчивается последнее построение прохождением армий перед устроителями парадным маршем со своей строевой песней. Опускаются флаги (Российский Государственный флаг, флаг «Горлицы» и флаги участников учения), поется Государственный гимн России.

Варианты проведения учения

Детско-юношеское военно-патриотическое учение «Горлица» по опыту прошлых лет может быть устроено по одному из трех вариантов.

Первый вариант — в рамках специально разработанных и тщательно подготовленных детско-юношеских военно-патриотических сборов продолжительностью от трех до семи суток.

Второй вариант — в рамках мероприятий по патриотическому воспитанию, организованных в государственных образовательных учреждениях, причем в этом случае подготовительный этап может длиться от двух недель до двух-трех месяцев, а учебно-боевой и заключительный от 3 часов до суток.

Третий вариант — в рамках профильного (православного, военно-патриотического, казачьего) детского лагеря.

В городе Волгограде учение «Горлица» проводится в течение 9 лет в сменах летнего детского православного поселения «Страна детства». В 2009 году оно впервые прошло в летнем семейном поселении. Получен уникальный опыт участия в учении детей вместе с родителями.

В Пензенской области в течение пяти лет организуются районные детскиевоенно-патриотические сборы, стержневым событием которых является учение «Горлица». Накоплен опыт проведения не только летних, но также осенних и зимних сборов.

На Камчатке учение «Горлица» проводится в течение пяти лет в сменах летнегодетско-юношеского военно-патриотического лагеря.

В Омской области дважды учение «Горлица» в сокращенном варианте (без разведки) было организовано в профильной казачьей смене детского летнего лагеря «Березка».

В мае 2009 года в городе Омске впервые учение «Горлица» в сокращенном варианте было организовано как мероприятие по патриотическому воспитанию учащихся интерната № 19 и воспитанников детского дома № 1. Учение было проведено совместно на территории интерната.

С чего начать?

Подготовка к проведению учения «Горлица» начинается с создания совета устроителей из трех и более единомышленников.

Совет устроителей формирует оргкомитет и штаб учения.

Оргкомитет создается для обеспечения взаимодействия заинтересованных сторон в вопросах качественной подготовки и безопасности проведения учения. В него в зависимости от местных условий могут войти представители официальных и других органов:

Председатель оргкомитета входит в состав штаба учения в должности главнокомандующего войском.

Штаб учения состоит из устроителей, которые утверждаются на следующие должности:

Штаб учения должен обеспечить:

Штаб учения на подготовительном этапе подбирает и утверждает воевод, педагогов — наставников, командиров отделений и военных советников.

Все участники учения являются воинами одного войска и носят погоны одного цвета. Минимальная численность войска:

Армии формируются с учетом категорий и равносильности участников и делятся на отделения, состоящие из 5 -7 рядовых воинов.

На время учебно-боевых действий армиям выдаются погоны разного цвета.

По опыту прошлых лет оптимальный возраст участников — 9 лет и старше (без ограничения возраста).

Участники младше 17 лет должны:

«Горлица»  — это учение

По некоторым внешним признакам учение «Горлица» напоминает игру «Зарница» прошлых лет, которая почему-то из ролевой военно-патриотической игры со временем превратилась в спортивное состязание.

Почему же авторы «Горлицы» и устроители, которые участвовали в ее проведении, категорически против определения «Горлицы» как ролевой игры? Только иногда в официальных документах в качестве исключения они допускают называть ее учением-игрой.

Игра — это действия в условных обстоятельствах. Под игрой чаще всего мы понимаем различные забавы, потехи, веселье и развлечения.

Учение «Горлица» проходит в полевых условиях при сорокаградусной жаре, в двадцатиградусный мороз, в дождь и слякоть. Участники переживают отнюдь не условные испытания как в физическом плане, так и в душевном и духовном планах.

Правила учения «Горлица» предусматривают обязательное присутствие священнослужителя Православной Церкви. Он не играет, а реально:

За девять лет проведения учений накоплено много свидетельств участников о реально испытанной ими силе молитвы и помощи Божией в трудных обстоятельствах.

Все участники живут традиционным укладом православного человека не условно, а по-настоящему. Реальность достигается тем, что для большей части устроителей стремление к нравственной чистоте в отношениях является их образом жизни.

Во время учения «Горлица» не играют, а учатся преодолевать свои немощи и изменяться к лучшему в нравственном и духовном отношении.

Никто не называет военные учения игрой, хотя во время их проведения никого не убивают.

Хранители учения

Должность хранителя учений является ключевой, так как от их слаженных и правильных действий зависит согласие, спокойствие, благопристойность, дружественность и доброжелательность в отношениях между всеми участниками, а в конечном итоге и характер плодов учения.

Хранители учения, по определению, это помощники всем участникам учения в хранении нравственной чистоты в отношениях, в неукоснительном исполнении правил учения и утвержденных правил жизненного уклада во время сборов.

Хранитель учения находится в прямом подчинении у главного хранителя учения и духовника учения и в непосредственном подчинении у старшего хранителя учения.

Хранители учения не являются воинами ни одной из армий и не носят погон. Они носят нагрудный знак с надписью «Хранитель учения „Горлица“».

В зависимости от численности войска назначается от 2 до 8 хранителей учения(на 12 — 15 воинов обычно приходится один хранитель)На время учебно-боевого сражения количество хранителей может быть увеличено.

Основные требования к хранителю учения:

Основные обязанности хранителя учения:

Хранителями назначаются обычно педагоги или студенты, имеющие опыт работы с детьми. Там где есть возможность, хранителей выбирают из участников не менее двух учений. Где такой возможности нет, берут новичков по рекомендациям. Они непременно должны иметь авторитет у всех устроителей.

В зависимости от возможностей штаба учения дляхХранителей учения организуютсядва-три обучающих семинара.

На таких семинарах разъясняются требования, которые должны предъявлять хранители учения как к участникам, так и к себе.

По свидетельству устроителей, имеющих многолетний опыт проведения учений, для исключения конфликтных ситуаций, связанных с неправильным поведением хранителей, нужно назначать на эту должность людей, желающих учиться:

Опыт показывает, что как ни высоки такие требования, выполнить их обычно возможно.

Удивительная ситуация сложилась в Пензенской области на зимних сборах в январе 2010 года. Большая часть воинов прибыла на учение не в первый и не во второй раз, некоторые из них были на сборах по семь и даже более раз. Хранители учения были опытны и внимательны, но смогли за двое суток отметить всего девять нарушений, связанных с использованием сорных слов, и назначить всему войску только 90 штрафных очков. Безнаказанно армии могли получить по 500 штрафных очков.

Позднее выяснилось, что те из воинов, кто чувствовал за собой слабость в контроле над своей речью, взяли зарок не произносить сорных и других запрещенных на учении слов.

Педагог Омского детского дома № 1, прошедшая с детьми два учения «Горлица» и организовавшая после этого подобное учение в летнем лагере, отметила, что воины на удивление быстро обрели контроль над своей речью.

Вторым нарушением после использования в речи запрещенных слов является незнание или нечеткое понимание правил учения. На хранителей в этом плане возложена обязанность регулярно, обычно в трапезной после обеда, напоминать отдельные положения правил и по мере необходимости в частных беседах объяснять непонятные в них моменты.

Большая деликатность и чуткость требуется от хранителя в ситуации, когда назначить штрафные очки нужно за нарушение, связанное с произнесением слов с раздражением. Обычно хранитель сначала выясняет причину такого проявления недовольства, старается помочь ее устранить и только, если нарушение связано с упрямством, капризом или другой подобной немощью, назначает штрафные очки. При этом опытный хранитель обязательно проследит, помогло ли наказание воину в преодолении его немощи.

Грубые нарушения правил учения бывают весьма редко.

Должность хранителя учения требует как физического, так и душевного напряжения, поэтому опытные устроители всячески опекают и оберегают их. Особенно важную роль в этом играет командующий учением. Хранителям, защищенным его авторитетом и установками всему командному составу, легче нести тяготы своего служения.

Кроме того, по правилам учения за любое пререкание с хранителями учений и невежливое поведение по отношению к ним начисляется 100 штрафных очков.

Необходимо сказать о трудностях в хранении правил учения во время учебно-боевогосражения. В это время постоянно складываются ситуации, в которых хранителю необходимо вмешаться в ход сражения для предупреждения, для перечеркивания категории у нарушителя или вывода нарушителя из учения. При таком неожиданном и непредвиденном вторжении в ход учебно-боевых событий могут быть нарушены тактические планы воинов и отвлечено внимание, что нередко имеет решающее значение в расстановке сил.

От учения к учению авторы искали способы уменьшить влияние хранителей учения на ход учебно-боевого сражения и даже отменили поощрительные очки за снятые во время сражения пагоны, но проблема пока остается. Есть надежда частичного ее преодоления путем организации для хранителей предварительных тренировок. Их цель &ndsp; — отработать приемы адекватного вмешательства в ход сражения.

Есть еще ряд тонкостей служения хранителя. Например, привязанность к одной из армий по причине нахождения в ней родных, друзей или в результате долгого нахождения в ней. Влияние этого фактора уменьшается благодаря тому, что хранителей время от времени по приказу командующего учением перемещают из одной армии в другую.

Учитывая все вышесказанное, на должность хранителей учения назначают только по собственному желанию. Нарушение этого условия может нанести трудно поправимый вред и самому хранителю, и всему войску.

Чем чаще проводится учение и чем больший процент среди участников «ветеранов», тем легче служение хранителя и тем меньше хранителей требуется.

Сохранение во время учения как хранителями, так и всеми устроителямидуховно-нравственной среды, в которой каждому предоставляется возможность жить и активно действовать в мирном духе, благотворно воздействует на души всех участников, а пребывание в такой среде остается незабываемым на долгое время, и может быть на всю жизнь.

Нравится