Донское казачество отрабатывает систему взаимодействия с РПЦ

Русская община
Печать

Отдел по работе с казачеством создан по благословению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона в Ростовской епархии.

 

В свете подписанного Президентом казачьего закона, деятельность казачества станет духовно наполненной не только по форме, но и по содержанию. История зарождения казачества на Дону гласит о том, что вольных и свободных казаков объединяла, в первую очередь, православная вера. Там, где образовывались первые поселения казаков, численность их возрастала за счет беглых людей, ушедших от помещика и тех, в чьих жилах текла кровь воина-завоевателя, желающего показать свою удаль в боях с татарами.

Первым вопросом, который задавался новобранцам, был вопрос о вере в Бога. И если приходящий правильно крестился, то его принимали к себе, снабжали одеждой, оружием, давали коня, и он становился казаком.

На протяжении 500 лет история Донского края прочно ассоциируется с историей Донского казачества. С официальным признанием Войска Донского Иваном Грозным, вся Донская земля переходит в ведение Патриарха Московского и Всея Руси. К нему обращались казаки с просьбами о разрешении на строительство церквей, об отливке колоколов и др. Кроме удовлетворения этих нужд, высшая церковная власть не имела никакого влияния на религиозную жизнь казаков, которые даже священников выбирали себе сами и, по утверждении Войсковым Начальством, посылали их в Москву для наставления. В начале 18 века земля Донских казаков усилиями Петра Великого была включена в состав России. Это совпало с церковной реформой царя.

Новая веха в развитии казачестве на Дону принадлежит 1990-му году. А вот уже спустя 15 лет - 18 ноября 2005 года - на Отчетном Большом Войсковом Круге Всевеликого Войска Донского, посвященного этой дате, была принята резолюция. В ней четко прописаны пункты, в частности, взаимодействия с Русской Православной Церковью.

Первоочередной задачей на сегодняшний день является обеспечение духовно-нравственного возрождения казачества на основе восстановления исторической преемственности традиционно казачьего образа жизни, воплощения в жизнь высоких духовных начал, хранителем которых являлась и является РПЦ.

До настоящего момента эти цели были лишь мечтой. Не существовало определенной концепции по реализации и контролю над этой деятельностью. В каждом казачьем юрте - наименьшей единицей сообщества казаков, разделенных территориально - есть свой духовник. Его основной задачей являлось преимущественно окормление казачьих войск - освящение кругов, при принятии присяги и других традиционных мероприятий. Казаки, в свою очередь, занимались охраной правопорядка во время великих церковных праздников, собирающих множество народа - Пасхи, Рождества, Крещение. На этом, пожалуй, и заканчивалось взаимодействие.

Теперь же работа духовников будет основываться не только на проведении особых обрядов и ритуалов, но и просветительской деятельности. Для ее контроля и создан епархиальный отдел по работе с казачеством. Его главой избран священник Вадим Толмачев. В настоящее время идет разработка системы взаимодействия. Атаман Всевеликого Войска Донского, казачий генерал Виктор Петрович Водолацкий назначил ответственным за ходом создания и реализации этого механизма начальника Управления информации, идеологии и традиций казачества ВВД Владимира Васильевича Воронина.

Совместно с отцом Вадимом им предстоит разработать такую программу, по которой в будущем будет налажена работа и в других областях нашей страны казачьих атаманов с духовниками. Задача церкви, как и во все времена, является объединяющей. Отец Вадим считает, что разделение казаков на реестровых и нереестровых в основе своей абсурдно и даже пагубно: "Православие едино для всех. Точно так же, как один прутик сломать легко, а несколько прутиков, сложенных вместе, сломать очень трудно - так и объединенному народу не страшен самый лютый супостат".

По мнению отца Вадима, разделение произошло из-за невежества, из-за отсутствия духовной составляющей православия у части казаков. Первоочередной мерой объединения казаков - "государевых" и казаков - "общественников" является воцерковление. Не каждый, знаменующий себя крестом, может называть себя верующим. А уж о соблюдении заповедей Божьих, зачастую и говорить не приходится. Да и о чем речь, когда атаман при встрече со священником протягивает ему руку для приветственного рукопожатия. Начинать нужно с элементарного ликбеза среди православных, ищущих свет в конце тоннеля. Для этого будут проводиться регулярные лекции среди атаманов области на территории музея Епархии. Музей располагает богатой просветительской литературой, видео материалами духовной направленности. Затем такая же работа будет проведена на местах - в округах, станицах, юртах.

Возможно, что именно тогда, когда казаки не просто будут знать, но и осознавать, что одной из основных заповедей Божьих является "Возлюби ближнего своего, как самого себя", то и распри внутри огромного и всеобъемлющего понятия "казачество" не просто исчезнут, но и будут забыты как страшный сон.

"Сейчас необходимо воспитывать духовно грамотное подрастающее поколение, - подчеркнул отец Вадим. - С детских лет закладывать рациональное зерно православия, которое в будущем даст ростки обновленного казачества. Сейчас эту неоценимую миссию выполняют духовники казачьих Кадетских корпусов. Уже сейчас заметны ощутимые всходы этой работы. С разработкой данной системы мы планируем уделить юным казакам еще более пристальное внимание".

Анна Алексеева, АНН

Нравится