В главном храме Вооружённых Сил

27.08.2021 06:40 Русская община
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Обычно в понедельник с утра в последнее время читаю только полунощницу. На днях именно в понедельник довелось побывать на Литургии в главном храме Вооружённых Сил в Подмосковье в парке «Патриот». Накануне было много просмотрено фотографий и прочитано статей о храме – в значительной части критических. Ещё до службы внимательно осмотрел всё пространство верхнего Воскресенского храма, чтобы составить собственное впечатление. Отрадно, что строятся новые храмы – и небольшие, и такие грандиозные, как этот. Печально только, что множество сельских храмов продолжает разрушаться, так и не дождавшись помощи. Могу сразу назвать десятка три населённых пункта в разных регионах России, где это происходит. Многим из них помогает община нашего храма – в основном через налаживание в них молитвенной жизни, хотя и не только.
Везде встречаешь «своих людей» - тех, которые бывали у нас на Берсеневке, или читавших мои статьи. Были они и здесь. Оказали большое внимание, основательно показали храм. Как всегда, дотошно старался всматриваться в каждую деталь и ловить каждое слово моих опекунов. Как и накануне в Переделкино при осмотре Преображенской церкви после её великого освящения и собора в честь св. благоверного князя Игоря – и так в течение ряда часов до изнеможения – до «первых признаков посинения». Обратно в Москву из главного «военного» храма выехал только в начале четвёртого часа – после перекуса кочаном кукурузы и запивки стаканом лимонада.


Храм был сооружён около того места, где остановили немцев в октябре 41-го года (Можайский укрепрайон). Н.Хрущёв докладывал тогда Сталину, что через полтора часа немцы будут на Красной площади. В районе метро «Войковская» появились два их мотоцикла с сапёрами. Мы уступали немцам в технике, но по количеству воинов нас под Москвой было больше. Однако значительную часть соединений Красной Армии составляли ополченцы – в основном из интеллигенции. В отличие от Ленинграда, где ополчение состояло в основном из рабочих, здесь, под Москвой, эффективность сопротивления ополчения была в меньшей степени. Отличились сибиряки и войска НКВД. Г.К.Жуков, назначенный 7 октября командующим нашими войсками под Москвой, впоследствии называл самой главной, самой тяжёлой битву за Москву. Под его руководством в начале декабря началось контрнаступление наших войск (разработано оно было маршалом Шапошниковым).

Были опасения, что храм, находящийся в нескольких десятках километров от Москвы, будет малопосещаемым. Но случилось так, что ежемесячное посещение храма доходило до сорока и более тысяч человек. В притворе Воскресенского храма на потолке чеканный образ Христа с четырьмя клеймами по сторонам – изображениями святых, которым посвящены приделы храма. Здесь же закладной камень, привезённый с Валаама. На входных вратах храма фигуры святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Плитка пола снаружи из трофейного немецкого оружия. Храм был построен в беспрецедентно короткие сроки – всего лишь за 19 месяцев (для сравнения: храм Соломона – за 46 лет, Исаакиевский собор за 40, храм Христа-Спасителя – за 42; восстановлен за 4,5 года). Одновременно в храме работало до 600 человек (работали они по 16-17 часов в день). В полной мере раскрылся уникальный талант молодого архитектора Дмитрия Смирнова (он же и архитектор собора Новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре). Как никакой другой, храм насыщен символикой: 75 метров высота колокольни – 75 лет Победы, 22,43 метра диаметр главного купола – 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, 19,45 метров диаметр барабана, на котором стоит главный купол – 1945 год – окончание Великой Отечественной войны, 14,18 метров высота малых куполов – 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потрясающие мозаики и узоры в псковско-новгородском стиле. «Душой и мотором» созидания храма сопровождавший нас сотрудник назвал министра обороны С.К.Шойгу. В полной мере раскрылся талант куратора строительства храма прот. Леонида Калинина (военные относятся к нему с большим уважением). Много было критики и споров в отношении изображения Воскресшего Христа на восточной стороне главного алтаря храма. Больше всего я опасался разочарования от созерцания этого изображения. Как известно, создавал его буддист (впоследствии он крестился). Да, чувствуются восточные мотивы, переизбыток плотности ангельских сил, окружающих Воскресшего Спасителя, но в целом, я, при всей своей древлеправославной привередливости, «проглотил», воспринял это изображение в его настоящем виде. Тем более что ещё планируется его тонировка в древнерусском стиле итальянскими мастерами. Многие иконные изображения представлены в виде складней, что удобно для служивых в походных условиях (главный складень справа от Царских врат – дар Президента; слева большой образ Троицы – дар Патриарха). Есть и другие подарки, например, большая икона Архангела Михаила – подарок хоккеистов. В витражах представлены все ордена как Российской империи, так и СССР (всего 42). Вмещает храм до 4,5 тысяч человек. Подсвечники, светильники, хоросы, аналои и прочие элементы убранства храма оригинальны и неповторимы. На хорах видели две мозаики, вызвавшие особые нарекания – «Возвращение Крыма» (нынешнее название «Навеки вместе с Россией») и «Маршалы». В первой мозаике ранее были помещены узнаваемые лица нынешнего политикума страны во главе с Президентом (Владимир Владимирович с присущим ему мягким юмором, в ответ на обвинения в канонизации при жизни так отреагировал: «Ещё рановато»). На другой мозаике ранее было изображение Иосифа Виссарионовича Сталина. Обратил внимание на то, что свечи не покупаются, а за них вносится пожертвование.

Всё ли пришлось по душе? Нет, конечно. Поэтому будут не только дифирамбы. На потолке главного алтаря покоробило нахождение нескольких советских орденов в виде звёзд (одна из них с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») Наверное, их можно было расположить не в самом центре. Не выдержан единый канонический стиль изображений – иконописный чередуется с живописным. Вряд ли, конечно, изображения советских воинов на нескольких полотнах, посвященных основным событиям Великой Отечественной войны можно изобразить в иконописном стиле, но собственно иконные изображения вполне можно. Непривычно невысокие престолы (менее одного метра) во всех пяти приделах храма (они посвящены святым – покровителям родов войск). Маловато изображений с двуперстием (в крестильном храме, посвящённом равноапостольному князю Владимиру – у Спасителя в центре и у святителей Алексия Московского и Луки Крымского). Хотелось бы побольше помещений, необходимых для священнослужителей. В храме пока ещё, к сожалению, нет вечерних служб в будние дни, или даже утрени перед Литургией. Не совершаются отпевания – для этих целей необходим дополнительный небольшой храм. Что ещё запомнилось? Котлован под фундамент храма объёмом более 7 тысяч кв.м. был сделан за 25 дней. Баптистерий для взрослых в крестильном храме заполняется водой из родника, который бьёт неподалёку. Площадь, на которой в куполе храма располагается мозаичный образ Христа, составляет 300 кв.м. – самый большой в мире.

 

Игумен Кирилл (Сахаров)

 

Нравится