Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Униатство как явление в русских землях

Униатство как явление в русских землях

E-mail Печать

 

Главная причина нынешнего конфликта на Украине есть духовное разъединение русского народа. Инициаторами этого разъединения были католики, которые на протяжение всей своей истории предпринимали огромные и упорные усилия подчинить себе православных.

Русские летописцы видели причиной погибели русской земли в период нашествия татаро-монголов в разобщенности русских князей. Но как бы не была разрознена Русь в политическом отношении, она оставалась едина в духовном смысле, об этом единстве свидетельствовало русское православие. Именно это духовное единство стало залогом возрождения, освобождения и объединения русской земли. Осознавая это, наши враги на протяжении всей истории предпринимали попытки разрушить это единство.


В качестве главного инструмента в своей борьбе против Православной церкви католики выбрали, так называемое, униатство. Суть этого явления сводится к подчинению православных Римскому папе, с сохранением их церковных правил и обрядов.

Надо отметить, что главным препятствием единству православных и католиков были не правила и обычаи, а догматические расхождения. Православные осознавали и чувствовали, что католицизм не ведет ко Христу, и поэтому всячески отвергали союз с католиками. Сегодня можно воочию увидеть, куда завело католичество западный мир – к полной ликвидации христианских устоев и мировоззрения.

На союз с католиками православные греки пошли только под угрозой турецкого нашествия. Точнее, римский папа поставил перед византийцами условие – военная помощь в обмен на унию. Греки, опасаясь турок, согласились, и это случилось в XV веке.

В 1439 году в городе Флоренция состоялся собор православных и католических иерархов, на котором была принята уния-союз, во главе этой, так называемой, единой церкви становился римский папа. Но как водится у лукавых латинян, никакой серьёзной военной помощи они не оказали, и великий православный город Константинополь был захвачен турками. И надо сказать, что большинство восточных православных церквей флорентийскую унию не приняли, а в последствии, многие иерархи отказались от унии, а те, кто не отказался стали уже полноценными католиками.

На флорентийском соборе был и глава русской церкви, некий митрополит Исидор, грек по национальности. В то время Русская церковь была частью Константинопольского патриархата, и многих иерархов, назначали на Русь из греков.

Исидор вернулся на русскую землю униатом и намеривался и нашу церковь подчинить Римскому папе. Но неожиданно для себя встретил сопротивление. Собор русских епископов не только решительно отверг флорентийскую унию, но и лишил Исидора кафедры и арестовал его. Исидору удалось бежать, и уже в Риме он получил должность русского католического кардинала, естественно, в изгнании.

Это была первая и далеко не последняя попытка подчинить Русскую церковь и русский народ Римскому папе.

Следующую попытку попытались предпринять через византийскую царевну Софью. После падения Византии она находилась в Риме. К этой царевне посватался русский великий князь Иван III. Через этот брак планировалось осуществить унию. Но Софья, став русской государыней не только не стала помогать католикам, но и выражала к ним враждебность.

Римский папа засылал своих послов и к первому русскому царю, Ивану Грозному, с предложениями унии, которые были, конечно же, отвергнуты.

Лукавые латиняне проявили упорство. Поняв, что с великороссами у них ничего не получиться, они обратили свои взоры на малороссов и белорусов. В то время западнорусские земли находились под властью католических правителей Литвы и Польши. Кроме того, православные иерархи на западнорусских землях подчинялись не московскому патриарху, а константинопольскому.

В отрыве от единой русской Церкви в западнорусских областях наблюдалась деградация духовной жизни. Деградировали прежде всего архиереи. Когда читаешь о том, что делали западнорусские иерархи в XVI веке, волосы встают дыбом, они даже воевали между собой, так же как это делали в то время польские магнаты. Православные миряне пытались как-то сопротивляться этим беззакониям, создавая православные братства.

Из беззаконных западнорусских епископов был составлен собор в Бресте в 1596 году, на котором была провозглашена очередная уния с католиками.

Брестская уния произвела эффект разорвавшейся бомбы, народ категорически отказывался её принимать. Вот что по этому поводу говорил правитель Великого княжества Литовского, которое было частью польского государства, Лев Сапега,- «Мы таких смут, которые нам эта милая уния принесла, никогда не имели в Речи Посполитой.»

Русский народ на Западной Руси, категорически отказывался принимать унию, и поэтому польские власти прибегли к страшным репрессиям. Противостояние православных и католиков приняло вооруженный характер, где главную роль в сопротивлении играли запорожские и малороссийские казаки. Брестская уния стало началом конца польского государства и открыла на малороссийских землях эпоху, которую называют «руиной», то есть разрухой.

Православная церковная иерархия на Западной Руси была восстановлена в 1620 году. Главная заслуга в этом принадлежит казакам и гетману Сагайдачному. Под охраной многотысячного казачьего войска иерусалимский патриарх Феофан прибыл в Киев, где и рукоположил первого после провозглашения унии православного епископа. Это случилось в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Если и есть чем гордиться малорусским казакам, так именно этим поступком. В этой связи приходят на ум слова из Псалтыря – иные хвалятся колесницами, иные конями, а мы именем Бога нашего.

Это событие только усилило ненависть католиков и униатов к православным. В конце концов началось восстание Богдана Хмельницкого, в результате которого левобережье Днепра и Киев воссоединились с Русским государством.

После Переяславской рады под властью поляков оставались белорусские земли, правобережье Днепра, Волынь и Галиция. И если простой народ на этих землях крепко держался веры предков, то местная русская элита стала повально переходить даже не в униатство, а сразу в католичество.

Эти люди были потомками древних русских князей, бояр и дружинников. К XVII веку их настолько очаровала и прельстила западная католическая, польская культура, что они не только больше не хотели быть православными, но и даже русскими, становясь польскими шляхтичами.

Именно о таких бывших русских говорит Тарас Бульба в своей знаменитой речи о русском товариществе:

«Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стога, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные бочки мёда их. Перенимают чёрт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чеботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства.»

Если русская элита Западной Руси переходила в католичество, то для простого народа была предназначена церковная уния. Внешне униатские церкви не отличались от православных, и многие простолюдины даже не подозревали, что их храм уже не православный.

Всё что происходило, было дело бесчестное. Это и сегодня можем воочию наблюдать на современной Украине.

Униатство в Белоруссии, Правобережье Днепра, Подолье и Волыни просуществовало до 30-х годов XIX века. Несмотря на то, что эти земли воссоединились с Российской империей, в конце XVIII века русские правители Екатерина II, Павел I, Александр I, не предпринимали активных усилий по ликвидации лжецеркви. Вероятнее всего им льстила мысль что в русском государстве есть разнообразные христианские конфессии. Только в правлении Николая I уния в Российской империи была ликвидирована. Такое решение было принято под впечатлением польского восстания 1830 года, в котором польское католическое духовенство принимало активное участие.

К началу XIX века все русские земли были соединены в единое могучие государство – Российскую империю. Только три исторические области оставались вне единой русской державности – Восточная Галиция с центром во Львове, Закарпатская Русь - главный город Ужгород, и Буковина с центром в Черновцах. В этих областях униатство продолжало играть главную роль в религиозной жизни русских людей там проживающих. Особенно сильные корни униатство пустило в Галиции.

Особенность украинского униатства состоит в том, что оно стоит на прочном фундаменте многовековой русской церковной традиции. Старые униатские храмы в Галиции сложно отличить от православных. Такие же срубы, такие же восьмиконечные русские кресты, иконы, службы на церковно-славянском языке, такие же женщины в платочках. Богослужебные книги униаты не печатали, а покупали у православных издательств в России. Их церковный календарь, также соответствовал православному, юлианскому. Отмечу, что все это было до недавнего времени. Сегодня украинские униаты активно модернизируются.

После распада Польши Галиция оказалась в составе Австрийского государства. Австрийцы всячески поддерживали униатов, видя в них опору австрийского престола и противовес против поляков и венгров. Правда в XIX веке жителей Галиции называли не украинцами, а русскими или рутенами.

В 1848 году галичане сыграли большую роль в подавлении венгерского восстания. За это австрийский император даровал им герб - желтый лев на синем щите. От этого герба происходит современный украинский флаг.

Вплоть до начала первой мировой войны жители Галиции себя называли русскими, и в австрийской империи они тоже числились под этим именем. Даже в австрийском парламенте была фракция русских депутатов выходцев из Галиции.

Будет неправильно думать, что все галичане были и есть ненавистники России и православия. В XIX веке в Галиции были очень сильны промосковские настроения, так называемые москвофиллы были очень многочисленны. Если бы не давление австрийских властей многие жители Галиции вернулись бы в православие, к вере своих предков.

Всё изменила первая мировая война. Австрийские власти фактически зачистили от русофилов свои владения, многих лишили жизни, а большинство отправили в концлагеря. Всё русское было переименовано в украинское, именно тогда под влиянием австрийских властей начинает формироваться современная украинская идея, как основа украинской нации. Примерно в это же время Австрия пытается создать ещё одну нацию – боснийскую для борьбы против сербства. Во всем этом униатство играло главную роль.

После Великой Отечественной войны Галиция окончательно вошла в состав советского государства. Важнейшим последствием этого присоединения стала ликвидация унии и униатства. Украинские националисты, конечно же, не приняли эту ликвидацию и развязали террор против тех священников и епископов, кто поддержал возвращение в Православие.

Перед распадом Советского Союза униаты вновь подняли голову и при поддержке Ватикана стали захватывать православные храмы на Западной Украине. Захваты эти имели насильственный характер. Именно тогда пролилась первая кровь в грядущей гражданской войне на Украине.

В независимой Украине униаты заняли главенствующее положение в идеологической сфере. Именно они ответственны за оголтелую русофобию и множественные церковные расколы на Украине. Многочисленные националистические украинские организации также появлялись именно в униатской среде.

Униатство на Украине превратилось в мощную деструктивную силу, действие которой привело к фактическому распаду и ликвидации современного украинского государства, как, впрочем, эта же деструктивная сила привела к ликвидации польского государства в XVIII веке.

Маленьким островком Русского мира за Карпатскими горами является Подкарпадская Русь. Эта небольшая область была отторгнута от русской державы венграми в средние века. И на протяжении многих сотен лет закарпатские русины проживали в католическом венгерском государстве. На запад от русинов живут лемки, они тоже по происхождению русские. Поселения лемков находятся в Польше и Словакии. Это говорит о том, что русские земли распространялись когда-то далеко на запад от Карпатских гор.

Несмотря на удалённость от Русских церковных, державных и культурных центров, русские за Карпатами твёрдо держались русской православной веры, несмотря на враждебное окружение.

В XVII веке на этот островок православия обратили внимания алчные взоры лукавых латинян. В 1646 году была провозглашена Ужгородская уния, которая лишила русский народ за Карпатами истинной веры на долгие 250 лет.

Но русские люди в душе не принимали унии и тихое, кроткое сопротивление всегда имело место. По сёлам ходили странствующие православные монахи, напоминая людям о их истинной вере и о том, что далеко за Карпатами есть их большая родина Россия, где русские люди свободно исповедуют свою православную веру.

В конце XIX века юноша по имени Александр Кабалюк присутствовал на тайном православном богослужении. Он происходил из семьи закарпатских русин и посещал униатскую приходскую школу. На этом богослужении юноша почувствовал особенную благодать Божью.

В поисках истины Александр отправился в Киево-Печерскую лавру. Вернувшись на Закарпатье он стал собирать русин на тайные собрания для изучения православной веры. На одном из таких собраний решили отправить Александра Кабалюка на Афон.

На Святой горе, в русском Святопантилемонавом монастыре Александра присоединили к православной вере. Вскоре он принял монашество с именем Алексей.

За отцом Алексеем следили венгерские жандармы, его местные крестьяне перевозили от села к селу в телеге, нагруженной сеном. Благодаря его миссионерской деятельности православие приняли более 14000 человек.

Слежка за преподобным усилилась, и он переехал в Россию, а потом в Северную Америку. В начале XX века очень много закарпатских русин уезжало в США и Канаду, именно среди них отец Алексей продолжил свою миссионерскую деятельность.

На Закарпатье венгерские власти развернули репрессии против православных, они бросили в тюрьму более ста православных русин. Отец Алексий вернулся из Америки и добровольно пришел в суд, обратившись к окружающим с пламенной речью. Венгерский суд осудил преподобного на четыре года.

После первой мировой войны Закарпатье вошло в ново созданное Чехословацкое государство, которое признало православных русин. При помощи Сербской православной церкви русины массово возвращались в православие. В 2001 году Алексей Карпаторосский был прославлен в лики святых, как апостол Подкарпатской Руси.

Униатство безусловно принесло русскому народу неисчислимые бедствия, одно из которых есть современное состояние Украины. Но самым главным злом является отрыв части русского народа на долгие годы от истинной Церкви Христовой.

Не смотря на все усилия Ватикан и униаты не смогли закрепиться на великорусских землях, так как на них была сильная русская державная власть. Эта власть вместе с Церковью зорко следила за душевным состоянием нашего народа и всячески удерживало злонравные посягательства на душу русского народа.

Владимир Путин справедливо сказал, что усилия по растаскиванию Русской церкви на Украине имеют целью нанести вред русской душе, ибо Церковь объединяет не территорию, а душу.

 
 
Фото из личного архива Александра Кравченко
 

 

Александр Кравченко
Февраль 2024 года  

Статья с дзенканала Александра Кравченко

     

https://dzen.ru/aak

    

     

 

 

 
Loading...


Яндекс цитирования