15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Просвет
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Просвет

E-mail Печать

altТрасса Самара–Нефтегорск. Мелькают указатели населенных пунктов: Рубежное, Николаевка, Лопатино… Проезжающий может и не заметить очередную надпись в стандартном прямоугольнике: ПРОСВЕТ. Трасса идет через поселок; у дороги – обычные придорожные магазинчики с помигивающими от перепадов электричества вывесками.

 

Придорожный поселок с обветшавшими двухэтажками, вокруг которых сгрудились огороды, частными домами, заболоченными прудами, несчитанными гектарами заброшенных полей, руинами животноводческих построек. Чуть свернуть с трассы – взгляду предстанут развалины больницы и небольшая грязная речка, впадающая в пруд. Человек, хоть немного знакомый с проблемами периферии, на глаз определит разорившийся совхоз, некогда совхоз-миллионер.
     

altalt


     
     Но этот унылый сельский «индастриал» скрывает вековую историю. Во времена, когда дорога до главного города губернии еще не знала колес внедорожников и дальнобойщиков, по ней шли обозы из Соль-Илецка: везли соль продавать. Края эти были лесистыми, и только в одном месте лес расступался, открывая взгляду утомленных путников купеческую Самару. Это место так и прозвали: Просвет. С начала XIX века здесь образовалось небольшое поселение. Таких маленьких поселений раньше было больше, позднее они оказались заброшенными.
     
     Центром этих земель было большое богатое село Домашкины Вершины, расположенное километрах в пяти от Просвета. В селе были школа, училище и величественный храм в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня. Но пришли безбожные годы, и перестали люди в храм ходить. Вдалеке от родного дома были замучены за веру последний настоятель прихода священник Иоанн Рождественский и уроженка Вершин монахиня Александра Кветкина. Сровнялись с землей могильные холмики сельских батюшек у храма, и мало кто помнил, что в овраге, в маленьком шалаше, вроде как жили-отшельничали монахи. Не стоит село без праведника… вот и опустело мало-помалу. Кто-то перебрался в Просвет – строить новую жизнь. Жизнь без креста. И даже в 1990-х годах, когда по всей стране началось движение по восстановлению храмов, жители Вершин решили обветшавший храм… сломать. Что и сделали.
     
     В самом Просвете тогда же предприняли попытку построить церковь. Администрация проявила инициативу; говорят, кто-то ходил и деньги собирал. Начали возводить стены. Из материалов, для стен не предназначенных. Да и о фундаменте почему-то не позаботились. Постройка просела, стройматериалы таинственным образом исчезли, да и администрация вскоре сменилась. А люди затаили обиду за пропавшие даром гроши, причем обиду почему-то на Церковь. Так что впоследствии стройку пришлось начинать не то что с нуля – с минуса. А пока было решено выделить под храм бывший актовый зал совхозной конторы. На первом этаже в очереди в бухгалтерию ругались и курили мужики, толпились в магазинчиках сельчанки, выбирая кофточки и помады. А на второй этаж по лестнице поднимались те, что решили воспользоваться возможностью «свечку поставить», и с ними – несколько бабушек, чьи родители в советские годы тайно в одном из просветских домиков принимали приезжего батюшку, исповедовались, молились и сетовали: «Нет, не дожить нам до собственной церкви…» Около двери зала людей встречал огромный бюст Ильича, стоявший раньше там, где ныне алтарь.
     

altalt


     
     
     Если вспомнить пословицу, что «храм не в бревнах, а в ребрах», то второе строительство тоже фундаментом не отличилось. Церковная жизнь представлялась большинству сельчан в виде молебна и панихиды по разу в месяц. Когда, по объяснении священником богослужебного круга, открылось истинное положение вещей – около половины прихожан просто перестало приходить. Остались те, кто уже не мог жить без Бога, без причастия, без совместной молитвы.
     
     Прихожан оказалось невероятно мало. Менее двух десятков пожилых женщин – единственных верующих в своей семье. Уставших, больных, жалующихся на неверующую родню. Большинство жителей приняли священника в штыки: «Не нужна нам ваша церковь!» Одна женщина, плача, рассказывала батюшке, как отец привлек к себе сына- подростка и сказал: «Хочешь – пей, кури, с девками гуляй. Но узнаю, что к церкви близко подошел, – убью!» Единственная молодая прихожанка Христина постоянно терпела насмешки ровесников и их родителей. Педагоги школы жаловались, что дети в открытую рассказывают о ненависти своих родителей к Православию. При этом сами педагоги признавались, что, видно, из семьи идет все то, что так ужасает их в учениках: грубость, пьянство, бесстыдство, бескультурье. Вот в последнее время заговорили о патриотизме, стали создаваться патриотические клубы – а где взяться патриотизму у ребенка, который с детства безразличен родителям?
     
     

altalt


     
     Приехавший из города отец Димитрий видел детей немного с другой стороны. Возможно, на уроках они вели себя вызывающе, дерзили или хулиганили. Но он видел их в другой обстановке. На своих беседах со старшеклассниками о нравственности, прослушать которые некоторых детей все-таки отпустили. Ребята сидели посуровевшие, внимательно слушали. Видел их и после занятий, когда они беседовали или оживленно играли. Часто ли увидишь в городе, как мальчишки играют в чехарду, борются без агрессии или устраивают бои «на конях», попеременно становясь то «конем», то «всадником»? Такие «богатырские забавы» забыты большинством – но не здесь. А в глазах самых маленьких вместо городской деловитости – простота и доверчивость.
     
     Патриотический клуб мог бы заинтересовать этих детишек. Кого-то – оторвать от улично-компьютерного безделья, кого-то – от созерцания беспробудного пьянства собственной родни. Позволить мальчикам почувствовать себя мужчинами, продолжателями воинских традиций России, узнать боевую историю Родины – или хотя бы то, что в Великой Отечественной победила не только Америка. Но для создания клуба нужен был человек, который сам опытно прошел воинскую науку.
     
     И такой человек появился в поселке.
     
     Сергей Подчепаев с детства знал Бога. Он посещал с родными церковные службы и на всю жизнь запомнил свой первый храм, с его богатой историей, преданиями о дореволюционных батюшках-священномучениках. В армии крепкому, подготовленному, ответственному сибиряку удалось попасть в войска ВДВ. Атмосфера десантного братства пришлась ему по душе, он остался в армии и продолжил службу. «Холодный душ для горячих точек» – так, начиная с Афгана, называли десантные войска. В одном из военных локальных конфликтов довелось принять участие и Сергею. Он исправно исполнял воинский долг, но планы на будущее все чаще виделись мирные: создать крепкую верующую семью, «осесть» и трудиться при скромной сельской церкви.
     
     С появлением возможности читать материалы интернета Сергей стал много времени проводить на православных сайтах. Так он прочитал историю о строящемся храме в неизвестном ему поселке далекой Самарской области, о маленькой группе прихожанок. И о смелой Христинке. «Вот моя жена!» – решил десантник. И, недолго думая, отправил ей письмо.
     
     Христина ответила.
     
     В просветском храме состоялось их венчание.
     
     

altalt

 
     Сергей взялся за дело. Стал помогать в алтаре, работать на стройке храма. И, конечно же, начал вместе с батюшкой готовить проект патриотического клуба. Название пришло сразу: «Дружина». Без воинского братства не может быть настоящего войска.
     
     Древнее слово «стяг» происходит от слова «стягивать»: именно под боевые знамена стягивались дружественные войска. Основатели клуба решили «стягивать под свои знамена» всех желающих не только в переносном, но и в прямом смысле: для клуба были сделаны флаг России, флаг ВДВ и собственный флаг клуба «Дружина», которым ребята на первом занятии так залюбовались, что не хотели отходить. На спонсорские деньги удалось приобрести пневматические винтовки, спортивные луки и инвентарь для проведения занятий.
     
     Занятия пока проходят в стенах школы. Желающих вступить в клуб оказалось очень много, однако разрешение от родителей пока смогли получить только 36 человек.
     
     На теоретической части занятий ребята вовсе не скучают. И шестиклассники, и десятиклассники – а коллектив подобрался разновозрастный – узнают из рассказов батюшки и о государственной символике, и о героях страны. А затем под руководством батюшки и Сергея обучаются стрельбе из лука и винтовки. Причем девочки от мальчиков не отстают – и в стрельбе, и в сборке-разборке автомата и ручного пулемета Калашникова. Рассказу о жизни, трудовом пути и разработках конструктора стрелкового оружия Михаила Тимофеевича Калашникова было посвящено отдельное занятие, причем ребята слушали, отложив тетради, а на следующем занятии смогли повторить все рассказанное практически наизусть. С неподдельным интересом и вниманием слушают молодые «дружинники» и «дружинницы» о традициях русского воинства, о Крещении Руси и становлении ее государственности.
     
     alt

alt


     
     Уделяется внимание и строевой подготовке. Автору этих строк еще помнится, как обреченно вздыхал класс на физкультуре, если начиналась отработка команд «налево-направо-кругом». А у Сергея занятия по строевым приемам проходят весело и интересно – никто и уходить не хочет. Более того, после первого занятия воспитанники сами разделились на «отряды» и самостоятельно отрабатывали приемы. «Кру-у-у-гом!» – командовала маленькая Яна. И строй бодро исполнял команду.
     
     Учителя, увидев список членов клуба, ахнули: «Да к вам все хулиганы записались!» «Хулиганов» на занятиях не узнать: с первого урока они поняли, что обращение с оружием требует дисциплины, и подходят к занятиям ответственно. За помощью и разъяснениями ребята обращаются не только к руководителям клуба, но и к своим товарищам, и нет ни недоверия, ни насмешек.
     
     «Жаль, что раньше не было такого клуба!» – сетуют мальчишки из выпускного класса. «А нам дадут пострелять?» – заглядывают любопытные первоклассники. Хитро озираясь, пробирается к винтовкам батюшкин сын-дошколенок. А у Сергея, которого ученики солидно величают Сергеем Андреевичем, еще одна радость ожидается. Они с Христиной ждут ребенка. Малыш уже проявил упрямый «десантный» характер, столкнув на УЗИ датчики с маминого живота под хохот медперсонала. «Десантник будет! Тельняшку ему куплю!» – мечтает молодой отец.
     
     Планов у вновь созданного клуба – много. Это и участие в областных соревнованиях военно-патриотических клубов, и выезд на общероссийские слеты. В спортивном магазине уже присмотрена многоместная палатка: пригодится для летнего полевого лагеря. Немаловажно уже то, что ребята, прошедшие программу клуба, будут более подготовлены к службе в армии, чем их сверстники. Но важнее всего – что у мальчишек, привыкших к роли «школьных хулиганов», появилась возможность почувствовать себя настоящими воинами-защитниками. Именно этого не хватает сейчас очень многим. В том числе и взрослым.
     
     Источник: "Православие.Ру"

Юлия Кулакова
 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Царь-мучени...
Image Detail
Проект "Рез...
Image Detail
Русский тру...
Image Detail
altar
Image Detail
Святочные г...
Image Detail

Яндекс цитирования