Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Соотечественникам за рубежом угрожает потеря национальной идентичности

Соотечественникам за рубежом угрожает потеря национальной идентичности

E-mail Печать

altАрхиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, управляющий Патриаршими приходами в США, в состав которых  входит Покровский приход Московского Патриархата в Мехико, впервые в истории церковных отношений между нашими странами посетил Мексику и поделился своим впечатлениями о поездке, а также видением  проблем, с которыми сталкиваются русские православные за рубежом.

Беседовал руководитель представительства РИА Новости в Мексике Юрий Николаев.

- Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о Вашем визите в Мексику, с кем Вы встречались и каковы Ваши впечатления?

Для меня, как человека нового для американского континента и Центральной Америки, приезд в Мексику является радостным событием.  Поездка в Мексику была организована послом РФ в Мексике Валерием Морозовым.

На приезд сюда меня подвинуло  желание познакомиться с жизнью русской православной общины, лично разобраться с положением  дел в русском православном Покровском храме, который расположен в Непантле, пригороде Мехико,  и о котором я имел немало противоречивых сведений.

В мексиканской столице я обратился к прихожанам Свято-Троицкого скита, находящегося  в юрисдикции епархии архиепископа  Сан – Францисского  и Западно-Американского Кирилла, Русской Православной Церкви Заграницей  (РПЦЗ), не забывать православный Покровский храм и совершать хотя бы  раз в месяц паломничество. Это было бы по-христиански.

Русская община в Мексике  достаточно однородная и в основном сложилась после распада СССР.

При содействии российского посольства у меня состоялась встреча с архиепископом Мексики,  Центральной Америки и Карибских островов Антонио Чедрауи (Антиохийская Православная церковь). 1 мая в кафедральном соборе, построенном  во имя великомученика Георгия Победоносца,  прошла наша совместная Божественная литургия.

Георгиевский собор – первый православный храм, сооруженный в Мексике в  1944 году.

Я посетил также митрополита Греческой православной церкви в Мексике Афинагора. В соборе и у него в доме я нашел гостеприимство, любовь и мудрые советы.

У меня  состоялись встречи с представителями других религиозных конфессий: председателем библейского общества,  нунцием Ватикана в Мексике.

Нам нужно иметь добрые отношения с католиками.

Посол РФ в Мексике Валерий Морозов предоставил мне также возможность  встретиться  с заместителем министра  внутренних дел Мексики  Рене Сентено Кинтеро,  который курирует  вопросы взаимодействия государства и религиозных организаций.
Встреча прошла очень благожелательно, и мне было заявлено о полной поддержке русской православной общины в Мексике.

То число русских соотечественников, которое проживает в Мексике - а это 15 тысяч человек, требует увеличения количества священников и создания новых приходов и молитвенных помещений.  Идеально было бы,  если бы русскоязычный  священник  имел  постоянную дислокацию в Мехико и оттуда совершал  поездки по стране для совершения литургий.

Мы знаем о великом подвиге наших русских миссионеров, которые, начиная с 18 века, занималась просвещением Аляски. Даже после продажи Аляски США  православная миссия в Америке не была оставлена без поддержки церкви и государства.

Существовало даже отдельное викарианство, где был отдельный епископ, занимавшийся духовными проблемами Аляски. Тогда там было до 15 приходов, 50 часовен, в отсутствие священника службу совершали чином для мирян. А когда приезжал священник,  он совершал  обряды крещения, венчания, исповеди.  В тот момент на территории Аляски проживало от  10 до 11 тысяч прихожан.

Это меньше, чем  сейчас проживает   соотечественников в Мексике, и, наверное,  обойтись сейчас только одним Свято-Троицким храмом и Покровским приходом трудно.

Перед всеми нами стоит задача  - создание православных центров веры  и культуры. В свое время отец Павел Флоренский очень метко заметил, что слова "культура" и "культ" - однокоренные. Культура, нравится это светским исследователям или нет,  всегда рождается вокруг культа. Иными словами,  какому Богу мы молимся, такая потом у нас и культура.

Для меня совершенно естественно, чтобы храмы были бы не только местом, где человек общается с Богом, где он получает напутствие и  церковное благословение, но и местом приобщения к культуре, так как  культура есть продолжение культа.

Живущие вдали о Родины не должны забывать ни своего русского Бога, ни своей русской церкви, ни своей русской культуры. Без этого человек перестает  быть русским, патриотом своей страны.

Я думаю, что, какие бы у нас ни были обиды на политических деятелей в России,  какие бы у нас ни были к ним  претензии, это должно быть преодолено любовью к Родине. Мать, отца и Родину не выбирают.  Плох будет тот человек, который своей личной обидой пытается ставить во главе угла свое отношение к Родине.

К сожалению, я замечаю, что процесс потери национальной идентичности проходит достаточно быстро. Эмигранты очень быстро теряют русскую культуру, язык, ощущение себя сыном или дочерью России. Жизненный опыт русской эмиграции показывает, что  там, где общины были сгруппированы вокруг храмов,  эмиграции удавалось дольше выжить и оставаться  теми, кем они были в России.

Там же, где люди были лишены церковного воспитания, то, какие бы красивые библиотеки  ни привозили из России, какие бы красивые культурные мероприятия ни проводили,  рано или поздно  происходит выхолащивание русского духа  и забвение русской культуры.
Как в будущем будет строиться взаимодействие церкви и русской общины, в  первую очередь будет  зависеть от нас с вами.

Но надо иметь в виду, что время работает против нас. Дети, рожденные за рубежом, должны иметь возможность приобщения  к русской церкви и русской культуре.

Для себя  я пока ставлю как программу-минимум –  позаботиться о том, чтобы Покровский приход ожил.

Я также  намерен испросить благословения у Московского Патриарха на то, чтобы  в Мексику приехал русский священник. 

В свое время, когда проходил Архиерейский собор в 2000 году, на котором  обсуждалась новая версия устава нашей церкви, я предложил, чтобы в официальном названии нашей церкви не звучало бы указание на национальность -  Русская православная церковь.

Дело в том,  что согласно древней традиции, название всегда привязывалось к какому-то  городу и конкретной территории: Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский, Александрийский патриархаты. Православный епископ, по мысли церкви, приходится   духовным отцом для  всех тех, кто проживает на данной  территории.

Поэтому я просил членов Архиерейского собора, чтобы имя русской православной  церкви поменяли на Московский Патриархат. Члены собора приняли мое замечание и  сделали так, что теперь мы имеем название -  Русская православная церковь (Московский Патриархат), и оно имеет полноправную силу.

Я намерен чаще приезжать в Мексику, чтобы наши православные  позиции в этой стране укреплялись.

- Как складываются, по Вашему мнению, отношения между Московской Патриархией и Русской Православной Церковью Заграницей после подписания Акта о каноническом общении, который провозглашает  объединение двух церквей?

Принципиальное желание жить вместе единым организмом есть.  Есть, безусловно, и то, что осложняет наши отношения.

Мы привыкли за многие годы жить раздельно. У определенной  части клириков Русской Православной Церкви Заграницей  есть определенные опасения, так как у  них  нет еще  опыта жизни в таком большом организме, каким является Русская православная церковь, самая многочисленная православная церковь в мире.

К сожалению,  за многие годы изолированной жизни для Русской Православной Церкви Заграницей - жить интересами отдельно взятого прихода стало характерной чертой.  Нет сопереживания  большим планам христианской миссии  и за судьбу Вселенского православия.

Изолированность всегда несет в себе некий момент эгоистичности: "Мы привыкли жить маленькой общинкой, и что вы тут нам хотите сказать?"

Необходимо время, чтобы мы действительно  научились жить единым целым организмом.

Это сравнимо с работой нейрохирурга -  он сделал свою работу, но нужно еще время, чтобы все капилляры и сосудики соединились  и наполнили  кровью единый организм.

- В чем состоят особенности православия в Вашей епархии?

Особенность  - это большие расстояния, которые нужно преодолевать, добираясь до приходов. Моя постоянная резиденция   - Свято- Николаевский собор в Нью-Йорке.  Кроме того, я должен посещать православные приходы  в Сан–Франциско  и Сан-Диего, которые находятся на расстоянии пяти – шести часов полета на самолете. Для этого необходимо время и финансы.

Поездка архиерея хороша, когда ты имеешь возможность взять с собой  священника, опытного в богослужении, иподьякона, который помог бы тебе облачиться на службе. Всё это требует  дополнительных финансовых расходов.

Финансовое положение наших приходов отнюдь не блестящее. Из Москвы мы получаем очень незначительную дотацию. И ту обещают урезать.

Поэтому я должен сначала послужить в Свято - Николаевском  соборе и постараться сделать так, чтобы пожертвований прихожан хватило   для поездок по стране. А это -сложно, учитывая , что русскоязычное население живет в Нью- Йорке на Бруклине.  От Бруклина до Манхеттена, где расположен  наш храм,  1,5 - 2 часа езды. При этом надо иметь в виду, что на Бруклине  действуют до восьми православных приходов других юрисдикций. Людям это очень удобно: 10 – 15 минут ходьбы пешком, и ты  - в церкви.

Какое радушие и  гостеприимство должны оказать священнослужители, чтобы двери Свято- Николаевского собора были открыты  и желанны для тех людей, которые вместо 15 минут жертвуют двумя  часами, чтобы попасть к нам!

А ведь, если нет прихожан, то нет пожертвований для миссионерских поездок в другие приходы.

-  Планирует ли церковный протокол визит Патриарха Кирилла в США и страны Латинской Америки?

В отношении США этот вопрос более обсуждаемый. Возможно, что такой визит  состоится уже весной будущего года. Про Латинскую Америку не могу пока ничего сказать.

- Были ли в Вашей семье духовные лица?

Священнослужителей, насколько я знаю, не было. Была родственница – монахиня, которая служила алтарницей в одном из подмосковных храмов под городом Пушкином. Там, где служил знаменитый проповедник отец Александр Мень. Мальчишкой я посещал свою родственницу – монахиню  и  познакомился с отцом Александром.

- Почему Вы решили стать священником?

Мне это самому неизвестно. Я не знаю.

- А кто Ваш духовный наставник?

Я почитаю таковым бывшего архиепископа Ивановского, ныне живущего  Амвросия.

- В каком возрасте к вам пришло осознание того, что Вы -  верующий человек?

 Сколько помню себя.

- Что Вы больше всего цените в человеке?

Порядочность.

- А какие человеческие качества Вы не приемлете?

Подлость.

– Кто Ваш любимый писатель?
Наверное, Лесков.

- А композитор?

Думаю, что Глинка.

– Есть ли у Вас хобби, чем Вы увлекаетесь в свободное время?

 (Смеется). Хобби у меня есть, которое, к сожалению, очень редко могу  воплотить  в жизнь.  Я люблю воду, люблю плавать.

 

По материалам rian.ru

 
Loading...


Яндекс цитирования