Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Обращение к Архиерейскому собору о защите традиционных семейных ценностей

Обращение к Архиерейскому собору о защите традиционных семейных ценностей

E-mail Печать

altДорогие братия и сестры, родители!

2–5 февраля 2013 г. в Москве пройдет Архиерейский Собор, которому предстоит принять документ «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», рассмотренный пленумом Межсоборного присутствия 22-23 ноября 2012 г. Ассоциацией родительских комитетов и сообществ (АРКС) подготовлено
открытое обращение к Архиерейскому Собору в связи с рассмотрением и принятием данного документа.

 

Центральный Совет АРКС одобрил текст обращения и решил направить его адресатам за подписью организацийчленов АРКС. Организации - члены АРКС, не желающие участвовать в данном коллективном обращении, могут отозвать свою подпись, направив письмо по адресу электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Организации, не входящие в состав АРКС, желающие присоединиться к обращению, могут направить информацию об этом по тому же адресу электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript с указанием наименования организации, должности и ФИО подписавшего лица. Сбор и отзыв подписей организаций производится до 23 января с.г.,
после чего обращение будет направлено адресатам.
Текст обращенияниже.
Просьба направить это письмо своим друзьям и знакомым и перепостить в
соцсетях.

ВМЕСТЕ МЫСИЛА! СПАСЕМ СЕМЬЮСПАСЕМ РОССИЮ!

Центральный Совет Ассоциации
родительских комитетов и сообществ (АРКС),
учрежденной в Казани

сайт: www.arks.org.ru
E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
тел. 8-985-182-98-98

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху

Московскому и всея Руси Кириллу

 

Членам Архиерейского Собора

Русской Православной Церкви

 

 

КОПИЯ:

 

Председателю Комиссии Межсоборного присутствия

по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества

митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию

 

Управляющему делами Русской Православной Церкви

митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию

 

Председателю Синодального отдела

по взаимоотношениям Церкви и общества,

протоиерею Всеволоду Чаплину

 

 

 

Ваше Святейшество!

Ваши Высокопреосвященства и преосвященства!

 

На Архиерейском Соборе 2-5 февраля 2013 г. вам предстоит принять проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Указанный документ был рассмотрен пленумом Межсоборного присутствия 22-23 ноября 2012 г. Ранее с целью дискуссии он был опубликован на официальном сайте  Межсоборного присутствия, на портале  Богослов.ruи в официальном блоге Межсоборного присутствия.

При знакомстве с отзывами на проект нетрудно заметить, что подавляющее большинство участников обсуждения указывало на неоправданную мягкость документа, его двойственный характер и неопределенность позиции, которая может быть истолкована произвольно. Она позволяет утверждать, что Русская Православная Церковь в целом допускает введение ювенальной юстиции и ювенальных технологий, только лишь призывает делать это с осторожностью.

Эта позиция весьма встревожила родительскую общественность, и мы направили в адрес Межсоборного присутствия наши замечания и предложения, подготовленные профессиональными экспертами. Однако, несмотря на многочисленные просьбы граждан, окончательный вариант документа после его рассмотрения Пленумом так и не был опубликован.

То, что столь важный для всего нашего общества документ принимается в закрытом, практически секретном режиме, создает ситуацию ещё большей напряженности и недоверия.

Мы понимаем стремление нашей Церкви к миру и объединению самых разных представителей общества, особенно в нынешней политической ситуации. Но угроза введения в России ювенальной системы, перед которой сейчас стоит наша страна, настолько страшна, что она не оставляет возможности для компромисса. Ведь ювенальная юстиция – это разрушение не только конкретных семей, но и традиционных духовно-нравственных основ нашего общества. Нельзя допустить, чтобы, принимая опасные для семей и для страны законы, отбирая детей, чиновники ссылались на благословение Русской Православной Церкви. Это не только позволит врагам православия спекулировать в данном вопросе, возлагая на Церковь всю ответственность за введение ювенальной системы в России, но и оттолкнет от неё многих сочувствующих ей людей. И если завтра потребуется призвать православный народ на поддержку Церкви и её Предстоятеля, много ли прихожан выйдет на улицу, зная, кто предал их в руки ювенальной инквизиции?

Настало время, когда Церковь должна возвысить свой голос в защиту своих верных чад и всего нашего народа. Но это должно быть не печалование о каждом в отдельности, а выражение общей и ясной позиции о недопустимости вторжения чиновников в частную жизнь семей, в отношения родителей и детей, в процесс воспитания. Нельзя допускать разлучения родителей со своими детьми под видом защиты их прав, сбора жалоб детей на своих родителей и введения других ювенальных технологий.

Очень важно, на наш взгляд, отметить, что прошедшая в последние годы в нашей стране либерализация наказаний несовершеннолетних преступников, не требует введения специальных ювенальных судов, которые в конечном итоге оказываются судами над родителями и легализуют те репрессивные меры, которые могут быть применены к семье по любым делам с участием несовершеннолетних. Необходимо также осудить тенденцию искусственной криминализации традиционных методов и форм воспитания, необоснованного расширения понятия домашнего насилия, включающего запреты и наказания детей со стороны родителей, и заявить о свободе родителей на рождение и воспитание детей в своей духовно нравственной традиции, мировоззрении и образе жизни, сообразно своему материальному и социальному положению и т.д. Пределом этой свободы может быть только такое противоправное поведение родителей в отношении своих детей и та мера небрежения своими обязанностями по отношению к детям, которое наносит явный, непосредственный и существенный вред здоровью детей или составляет явную и непосредственную угрозу их жизни. Лишь на основании установленных судом фактов нарушения существующего законодательства государство вправе вмешиваться в дела семьи

Родители несут ответственность перед Богом за воспитание своих чад в благочестии и православной вере. Они должны иметь возможность ограждать их от зла. Ведь дети, выросшие во вседозволенности и безнаказанности, не будут уважать ни государственную, ни церковную власть

Кто, как не наша матьЦерковь должна сегодня воззвать к миру о сохранении традиционной семьималой церкви, разрушение которой ведет к разрушению всего общества, напомнить о том, что власть родителей над своими детьми дана Творцом по Закону Любви, которую человек не вправе и не в силах отменить, и о том, что превыше всех юридических законов стоит Закон Божий и его нарушение грозит крахом всему человечеству.

Ваше Святейшество! Досточтимые Владыки!

Смиренно и с любовью молим Господа о том, чтобы он даровал вам мудрость принять в Духе Истины документ, от которого в дальнейшем будет зависеть судьба многих мирян и всей страны.

От вашего решения зависит, останется ли Россия ковчегом веры и спасения.

 

Испрашивая Вашего благословения и Святых молитв,

 

Ассоциация родительских комитетов и сообществ в составе:

 

Институт демографической безопасности  - директор Ирина Медведева, член правления Российского детского фонда, член Союза писателей России

 

«Проект Медведевой и Шишовой» - руководитель Татьяна Шишова, педагог член Союза писателей России, член правления Российского детского фонда

 

Общественный центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности, г. Москвадиректор Ольга Леткова, руководитель Комиссии по совершенствованию законодательства в сфере защиты семьи, материнства и детства Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, советник государственной службы Российской Федерации Iкласса

Международное общественное объединение «Русские матери», координатор Ирина Бергсет;

Тюменский Городской Родительский Комитетпредседатель Андрей Добрынин

 

Проект «Под Солнцем» - автор и руководитель проекта Василий Яцкин, кинорежиссер

 

Общественная организация в поддержку традиционной семьи, родительства и детства "Родительский комитет Ставрополья" - председатель Евгений Духин

 

Челябинский губернский родительский комитет - председатель Татьяна Кошелева

 

МОД "Родительский комитет Северо-кавказского федерального округа, г. Пятигорск - председатель Кира Моисеева

 

ОД «Анапский Родительский Комитет» - сопредседатель Любовь Яцухно

 

Родительский ИнтернетКомитет –координатор Ольга Анохина

 

Общероссийская общественная организация "За жизнь и защиту семейных ценностей", Башкирское отделение - председатель протоиерей Вячеслав Архангельский

 

МОД "В защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" координатор Елена Тимошина

 

Родительский Комитет НОУ ПСОШ «Преображение» г. Анапа - сопредседатель Фаина Недикова

 

Родительское общественное движение "Родители в защиту семьи и детства", ХМАО-Югра - председатель Мария Федотова

 

Воронежский городской родительский комитет - председатель Михаил Шмелев

 

Свердловский областной родительский комитет "Счастливое детство в родной семье" г.Екатеринбург  - председатель протоиерей Олег Вохмянин

 

Самарский городской родительский комитет - председатель Борис Коценко

 

РОО «Родительский комитет Югры» г. Ханты-Мансийск - председатель Светлана Поливанова

 

РОО «Родительский комитет Минераловодского района Ставропольского края СКФО» - председатель Петр Голдин

 

Нижегородское региональное отделение ООД "В защиту детства" -  координатор Сергей Пчелинцев

 

Городской родительский комитет г. Вятские Поляны - председатель протоиерей Борис Бабушкин

 

Благотворительный проект «Русская Демография» г. Москваруководитель Анна Старицкая

 

Региональная семейная общественная организация «Подсолнух», г. Клинкоординатор Елена Полякова

 

Благотворительный фонд защиты детствапредседатель Юрий Лазин

 

Пятигорское Управление правовой и экономической экспертизыпредседатель Татьяна Лукашенок

 

Информационный портал «Ювенальная юстиция в России, мы - против!» - руководитель Андрей Зигуля

 

Объединенный родительский комитет Москвы и Московской областипредседатель Ольга Анохина

 

Общественная организация ветеранов вооруженных сил «Доблесть и мужество»  - представитель Марина Грошева

 

Архангельский областной родительский комитетпредседатель Татьяна Дрягина

 

Центр информационной безопасности семьи и детей (г. Москва)  – координатор  Лариса Ефимова

 

Пятигорская городская благотворительная общественная организация «Союз-Чернобыль» - председатель Виктор Лукашенок

 

Калужский городской родительский комитетпредседатель Александр Миртофанов

 

Няганьский городской родительский комитетпредседатель Клавдия Еловских

 

Социальный инновационный проект «Новый мир» (г. Москва) - руководитель Анна Вититина

 

Благотворительный фонд возрождения национальных традиций «Отчий Дом» (г. Тюмень) - председатель Александра Казанцева

 

Интернет - сайт «Культуролог» - главный редактор Андрей Карпов

Крымское отделение Межрегионального общественного фонда по содействию духовно-нравственному просвещению населения «Вознесение» (г. Крымск) - председатель Галина Длужновская

Старооскольский городской родительский комитет «Счастливые Оскольские семьи» - координатор Ольга Колпак

Региональное отделение Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» - сопредседатель Наталья Семенкина

Сайт "Культуролог", главный редактор Андрей Карпов

 Нефтекамский городской родительский комитет , представитель отец Георгий (Заварский)

 Общероссийский Земский Союз (ОЗС) – «Земство», представитель Марина Грошева

 Иркутский городской родительский комитет - представитель Ирина Попова

Костромское региональное движение «Цветы Жизни»- Председатель Исполкома Адилов Руслан Рафиг оглы

 

Красноармейский муниципальный родительский комитет, Челябинская область - председатель Жанна Александровна Криворотова

 

 Общественная организация Москвы и Московской области «Спасем семью.РФ» - координатор Анна Кисличенко

 Рязанское городское общественное движение в защиту прав родителей и детей «Родительское собрание» - председатель Евгения Рябова

 РОО «Симбирский родительский комитет», г. Ульяновск - председатель Михаил Саунин

Региональное общественное объединение «Донская семья» - председатель Людмила Киселёва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ассоциации родительских комитетов и сообществ «АРКС»

по проекту документа:

«Позиция Русской Православной Церкви

в отношении ювенальной юстиции»

 

Сыновне благодарим Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословившего составление и обсуждение данного документа.

Не только православные христиане, а всё общество давно ждет официальную позицию Русской Православной Церкви по такому острому вопросу, как ювенальная юстиция. То, что столь важный для всей страны документ прежде окончательного его принятия, вынесен на широкое общественное обсуждение, дает основания полагать, что позиция Церкви будет отрытой и в ней найдут отражение наиболее продуманные мнения и предложения всех заинтересованных лиц.

Ассоциация родительских комитетов и сообществ России полностью разделяет обеспокоенность Русской Православной Церкви возможностью ущемления механизмами ювенальной юстиции преимущественного права родителей на воспитание детей. Удовлетворение вызывает предложение выносить на широкое и открытое обсуждение любые законопроекты и административные меры в сфере ювенальной юстиции. С благодарностью воспринята нами готовность печалования Церкви перед властью при наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи.

В то же время некоторые положения данного документа, на наш взгляд, нуждаются в корректировке.

Считаем, что документ может иметь следующую структуру:

1.      Церковный взгляд на семью и проблему детско-родительских отношений

2.      О защите прав детей

3.      О вмешательстве государства в дела семьи

4.      О применении ювенальных технологий в отношении несовершеннолетних правонарушителей

5.      В целом о ювенальной юстиции

 

1. Церковный взгляд на семью и проблему детско-родительскихотношений

В проекте документа констатируется: «Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям».

Полагаем, что документ в этой части должен содержать взгляд Церкви на эту проблему, закрепленный в Священном Писании и Предании.

Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на Богом установленных ценностях.

Самая первая семья была создана Господом Богом в раю. Господь заповедовал людям: «Плодитесь и размножайтесь».

Дети – это дар Божий супругам. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс.126:3).

Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, «домом Господним», а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью».

Священное Писание свидетельствует о почитании детьми родителей и послушании им.

Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12; Втор.5:16).

В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17).

В Новом Завете Спаситель говорит: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет»(Мф.15:4; Мк. 7:10).

Новый Завет также учит детей послушанию: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 18-21).

На родителей накладывается обязанность воспитывать детей в благочестии и православной вере.

Апостол Павел призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Нам нет извинения, если дети у нас развращены».

Преподобный Ефрем Сирин учил: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно».

Бог дал власть родителям над своими детьми.

«Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир.3:2).

«Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир. 3:1).

 

2. О защите прав детей

В проекте утверждается: «Острыми проблемами современного общества стали жестокое обращение родителей со своими детьми… ».

Между тем,согласно данным официальной статистики (ГИАЦ МВД России) в 2011 г. число несовершеннолетних, пострадавших от всех преступных посягательств, составило 93 241 человек[1] (для сравнения в 2010 г. – 100227 человек)[2].

Из этого числа 49 332 несовершеннолетних, стали жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями (в 2010 г. этот показатель составил 55170 человек). Из них непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадало 5 099 человек (в 2010 г. – 5 208 детей), из которых от преступных действий или бездействий самих родителей – 3 849 человек (в 2010 г. – 4 044 ребенка).

При этом необходимо отметить, что лишь 4% из общего числа пострадавших от преступлений детей становятся жертвами родительского насилия. Относительно общей численности детей, проживающих в России, которая составляет около 26 миллионов, число несовершеннолетних жертв семейного насилия составляет 0,02%.

Конечно, общество не должно равнодушно относиться даже к немногочисленным случаям детских страданий. Но официальная статистика показывает общую тенденцию, которая, безусловно, свидетельствует об отсутствии высокого уровня жестокого обращения с детьми в российских семьях и о ежегодном снижении родительской преступности.

Таким образом, объективно установлено, что 96% всех преступлений, жертвами которых становятся дети, происходит не в семьях, а на улице, в школе, в детских домах и других местах.

Это позволяет утверждать, что именно такое насилие является по настоящему серьезной проблемой, на котором обществу стоит сосредоточить свои усилия. То есть, система защиты прав детей должна быть нацелена на защиту детей не от членов своей семьи, а от преступных посягательств иных лиц.

Кроме того, в последнее время под влиянием международных структур во всем мире складывается тенденция к неоправданному расширению представлений о «семейном насилии» и «жестоком обращении». Сегодня к «жестокому обращению» относят применение в интересах детей умеренных воспитательных физических наказаний (не связанных, как показывает многовековой опыт и ряд серьезных научных исследований, ни с какой реальной опасностью для ребенка), запретов или даже более легких воспитательных воздействий. Аналогичные попытки криминализовать традиционные способы воспитания предпринимаются и в России.

В позиции Церкви, на наш взгляд, следовало бы указать, чтопоявившаяся в последние десятилетия в мире тенденция криминализации наказаний, ограничений неправильного поведения детей, запретов со стороны родителей опасна для общества. Родители несут ответственность за воспитание своих детей, и они должны иметь возможность ограждать их от зла. Нормы уголовного права должны охватывать действительно преступные, причиняющие реальный и значительный вред деяния. Искусственная же криминализация традиционных методов воспитания, здравого родительского поведения – с целью пропаганды тех или иных конкретных взглядов на воспитание или оправдания последующего вмешательства во внутреннюю жизнь семьи «на основании закона» - должна быть признана недопустимой.

Помимо этого, следовало бы отметить, чтовсякое подстрекательство к доносам, как и прием жалоб детей на родителей, если они касаются вопросов воспитания и внутрисемейных отношений, а не совершаемого в отношении детей общественно-опасного деяния, недопустимы.

Такая позиция соответствует не только духовным, но и юридическим установлениям. Согласно статье 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. До этого времени в соответствии со статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации законными представителями детей являются их родители.

То есть, согласно Конституции РФ и российским законам, у детей нет и не может быть никаких личных неимущественных прав, осуществляемых ими самостоятельно без участия взрослых. При этом следует иметь в виду, что статья 15 Конституции РФ устанавливает приоритет международных норм права над федеральными законами, но не над Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу, придаваемую ей всенародным голосованием.

В этой связи в позиции Церкви необходимо отметить, чтоправа детей не могут противопоставляться правам взрослых, становясь орудием разрушения семейной жизни, традиций семейного воспитания и нравственных ценностей.

Однако это не означает, что родители вправе произвольно ограничивать права детей.

Уместно заявить, что Церковь считает, что родители обязаны заботиться о сохранении жизни и здоровья детей, об их пропитании, развитии и образовании, нравственном воспитании.

При этом необходимо отметить, что родители могут отвечать за исполнение своих обязанностей лишь в пределах своих финансовых и иных возможностей, социального положения, что должно быть прямо признано законом. Родители не должны нести ответственности за невыполнение обязанностей по содержанию и развитию детей в случае невыполнения государством своих социальных обязательств в отношении конкретной семьи или отсутствия реальных возможностей для полноценного осуществления родительских прав и обязанностей (отсутствие работы, недостаток жилья, материального обеспечения и т.д.)[3].

По нашему мнению, Церковь также должна указать на то, что наряду с правами детей должно быть признано существование обязанностей детей, в том числе в отношении родителей и семьи. В частности, закон должен предусматривать такие обязанности детей, как обязанность с уважением относиться к своим родителям (и тем, кто действует от их имени, например педагогам, другим родственникам) и обязанность повиноваться требованиям своих родителей.

Не могут существовать права детей на непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, неуважение к старшим и иным людям, на дурное поведение.

 

3. О вмешательстве государства в дела семьи

В проекте официальной позиции Церкви указано: «Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны».

В настоящее время федеральным законодательством сотрудничества с родителями не предусмотрено. В зарубежной практике родители часто принуждаются к так называемому сотрудничеству с государственными (ювенальными) структурами, защищающими права детей, под угрозой отбирания ребенка. Это часто приводит к необоснованному вторжению чиновников в дела семьи, процесс воспитания детей и к разрушению семей по самым ничтожным, абсурдным поводам. Мы видим множество примеров тому в странах Запада, где подобное законодательство уже принято и работает.

Такую же систему предлагают ввести сегодня и в России. Этот проект, внедряемый под разными названиями (социальное сопровождение семьи, социальный патронат и т.д.) позволяет чиновникам под видом якобы оказываемой социальной помощи вторгаться во внутреннюю жизнь семьи, навязывать родителям свои требования по воспитанию и содержанию детей в семьях, причем чуждые нашей духовной и правовой традиции, отбирать детей по причине нарушения их прав, трактуемых в широком либеральном духе.

При этом в документе Русской Православной Церкви такое «сотрудничество» упоминается как должное, как будто вопрос о его введении уже решен, не смотря на то, что эти проекты вызывают решительное сопротивление со стороны православной общественности, родительских организаций и неприятие подавляющего большинства граждан России.

Учитывая, что при отсутствии возможности для такого сотрудничества Церковь признает право государства на вмешательство в семейную жизнь, создается впечатление, что Церковь признает право государственных чиновников вмешиваться в частную жизнь семьи, а при отказе или сопротивлении родителейотбирать детей.

Данная позиция не учитывает ранее принятые Церковные документы и заявления.

В основах социальной концепции Русской Православной Церкви указывается:

«Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества».

В заявлении, принятом на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами президиума Межрелигиозного совета России, которая состоялась 22 апреля 2010 года, представители всех традиционных для России конфессий единодушно заявили: «Нам видятся опасными любые меры, которые бы позволили чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей. Ребенок счастлив только тогда, кода живет вместе со своими отцом и матерью. Нормы внутрисемейных отношений заложены Творцом в природу человека, и разрушение их принесет несчастье человеку и народу».

Оговорка о том, что государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь «в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка» и что «действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях», не защитит семьи от чиновничьего произвола, так как не касается существа этих положений и критериев, что дает основания для всевозможных трактовок и злоупотреблений в данной области.

Чтобы позиция Церкви по вопросу ювенальной юстиции не воспринималась, как двойственная, необходимо уйти от формальных терминов, под которыми может пониматься всё, что угодно, а указать по сути вопроса, в каких случаях, по мнению Церкви, допустимо вторжение государства в семью, а в каких - нет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в предложениях «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации», направленных государственному руководству Российской Федерации 16.01.2011 года, в частности, отметил необходимость:

- законодательно обеспечить приоритетную возможность семьи самостоятельно решать вопросы, касающиеся ее внутренней жизни;

- принять законодательные меры, создающие дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей, включая формирование их мировоззрения и образа жизни, ограждение детей от опасных и безнравственных поступков, регламентацию их режима дня, исполнения ими религиозных предписаний, общения с противоположным полом, ознакомления с учебными материалами, печатной, аудио- и видеопродукцией, интернет-сайтами.

Исходя из этого, на наш взгляд, в документе необходимо изложить общую принципиальную позицию, заключающуюся в том, что родители имеют неотчуждаемую свободу, данную Богом, в вопросах рождения детей, методах и формах их воспитания, образования, степени приобщения к культуре, профессиональной подготовке, проведения досуга и т.д. Пределом этой свободы может быть только такое поведение родителей в отношении своих детей и та мера небрежения своими обязанностями по отношению к детям, которое является нарушением действующего законодательства.

Лишь в этих случаях государство вправе вмешиваться в жизнь семьи. За их пределами – для решения своих внутренних задач, принятия решений о своей внутренней жизнипрежде всего личной жизни супругов, рождения и воспитания детей - семья имеет преимущественные права перед всеми другими субъектами, включая и государство.

В силу Божественной природы семьи родительские права не могут произвольно отчуждаться или ограничиваться государственной властью, в том числе нормами законов. Напротив, они должны признаваться и защищаться в любом обществе.

Противозаконным также является наказание обоих супругов, если в нарушении закона виновен только один.

Отбирание детей может допускаться лишь в экстренной ситуации, когда существует доказанная явная и непосредственная угроза жизни ребенка, либо доказанная явная и непосредственная угроза причинения серьезного вреда его здоровью, причем эта угроза исходит от его родителей и не может быть устранена иным путем.

Недопустимо какое-либо «превентивное», вмешательство в жизнь семьи на основании подозрений или в целях профилактики возможных правонарушений в отношении детей, как это навязывается системой ювенальной юстиции. Попрание презумпции невиновности, принципа добросовестности родителей противоречит и духовному, и юридическому закону.

Следует также отметить, что неправомерное вторжение в семейную жизнь разрушительно для семьи и общества и должно наказываться в уголовном порядке.

Кроме того, в законодательстве должен быть установлен приоритет сохранения кровной семьи. А в случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в культурном и религиозном отношении. Также в законодательстве должен быть установлен запрет на разлучение братьев и сестер.

Кроме того, тревогу вызывает выраженная в официальном Церковном документе позиция, позволяющая вмешательство государства во внутреннюю жизнь семьи в случае угрозы нравственному состоянию ребенка. В действующем законодательстве вмешательство государства в семью по данному основанию не предусмотрено. Такое предложение предполагает навязывание семье со стороны государства определенных норм морали и нравственности и принудительного механизма их исполнения при том, что сами эти нормы в законах не установлены. Это может привести к произвольному вмешательству в жизнь семьи со стороны чиновников, с собственной меркой подходящих к вопросам морали и нравственности.

 

4. О применении ювенальных технологий

в отношении несовершеннолетних правонарушителей

В документе говорится: «Существует необходимость изменения системы наказания несовершеннолетних преступников, дабы оно не приводило к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем».

Между тем, в российской действительности система наказаний несовершеннолетних уже давно изменена и либерализована даже более, чем в ряде западных стран.

Так, на основании ст. 420 УПК РФ: «производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке… с изъятиями, предусмотренными настоящей главой». Именно эти «изъятия» обеспечивают индивидуальный и более мягкий подход к детям. Таким образом, внашей стране применяются особые условия проведения в отношении несовершеннолетних таких уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных действий, как: предварительное расследование, рассмотрение дел в суде, привлечение к уголовной ответственности, назначение и исполнение наказания (глава 50 УПК РФ, глава 14 УК РФ).

Кроме обозначенных требований, содержащихся в законе и определяющих особые условия проведения в отношении несовершеннолетних уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных действий, на стадии предварительного расследования дела в отношении несовершеннолетних, как правило, передаются наиболее опытному следователю, имеющему высокую квалификацию.

В нашей стране крайне редко несовершеннолетнему преступнику, совершившему преступления небольшой и средней тяжести, избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, более половины несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности уже на стадии предварительного следствия.

На практике все судьи наряду с основной деятельностью, имеют и свою условную специализацию, и дела в отношении несовершеннолетних в суде всегда отдаются одному и тому же судье, который специализируется в данной сфере.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с обстоятельствами, подлежащим доказыванию, в обязательном порядке устанавливаются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (ст. 421 УПК РФ).

Что касается приоритетности мер воспитательного воздействия для несовершеннолетних правонарушителей, то и здесь российское законодательство позволяет не уступать странам, в которых практикуются ювенальные технологии.

Либеральность отечественного уголовного судопроизводства в отношении указанной категории граждан находит свое выражение и в том, что при совершении несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано (почти так же, как и в ювенальном уголовном праве ФРГ), что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. За более тяжкие преступления несовершеннолетним дают минимальные наказания, как правило, не связанные с лишением свободы.

В такой ситуации утверждать, что наше законодательство нуждается в ещё большей либерализации в отношении преступлений несовершеннолетних, вряд ли обоснованно. Если применяемых сегодня принудительных мер воспитательного воздействия, по мнению Церкви, не достаточно, то вполне возможно расширить круг специальных воспитательных, реабилитационных программ для несовершеннолетних, в большом количестве разработанных в России.

Кроме того, вызывает тревогу утверждение о том, что «действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем». Это принцип ювенального судопроизводства. Под его прикрытием суд дает обязательные предписания родителям по воспитанию или созданию условий для своих детей. Фактически суд над ребенком превращается в суд над его родителями. Ребенок же от наказания освобождается. При этом речь идет о подростках, достигших возраста юридической ответственности. Это порождает в детях безнаказанность, неуважение к старшим и провоцирует их к совершению новых преступлений.

Кроме того, данное предложение документа не соответствует содержащемуся в нем утверждению о том, что «Создание ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети». Ведь применение ювенальных технологий судами общей юрисдикции не менее опасно для семьи, чем, если бы они проводились ювенальными судами. По сути это ювенальная юстиция, и не важно, каким судом она применяется.

 

5. В целом о ювенальной юстиции

В документе Церковь призывает с осторожностью подходить к перспективе внедрения и развития механизмов ювенальной юстиции и оценивать ее нововведения с точки зрения христианской морали. Это можно понять и так, что Церковь в целом не против введения ювенальной юстиции, но призывает делать это с осторожностью.

Но такой подход прямо противоречит словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанным им 23.01.2012 г. на открытии ХХ Международных Рождественских образовательных чтений: «Вызывают тревогу все чаще звучащие предложения о внедрении института так называемой ювенальной юстиции. На наш взгляд, в настоящее время отсутствуют объективные и убедительные мотивы необходимости создания нового правового механизма в этой области. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием».  

Учитывая изложенное, полагаем, что более правильной была бы постановка вопроса не о необходимости осторожного подхода к перспективе внедрения и развития механизмов ювенальной юстиции, а о полной недопустимости этого.

Наивно было бы предположить, что в России удастся избежать нарушений прав людей и тех перегибов, которые обнаруживаются в зарубежной практике в результате деятельности ювенальной системы, справиться с ростом коррупционной преступности, последующим за такими нововведениями, необоснованным разрушением семей, а потому имеются все основания отказаться от неё вовсе. Вместо внедрения ювенальной юстиции в России было бы более рационально говорить о совершенствовании существующей системы защиты прав детей с учётом свойственной нам духовной и правовой традиции.

Именно Русская Православная Церковь, являясь хранительницей глубокого многовекового опыта наших предков, способна противопоставить западной ювенальной системе наши духовные традиции, которые смогут оздоровить семью, укрепить авторитет родителей, защитить детей, а, значит, возродить наше общество.



[1]Статистика ГИАЦ МВД России. Форма 455, раздел 3 (за 12 месяцев 2011 г. всего по России).

[2]Статистика ГИАЦ МВД России. Форма 455, раздел 3 (за 12 месяцев 2010 г. всего по России).

[3]В некоторых ситуациях представители государственных органов заявляют, что семье была оказана помощь, но она «не исправилась». При этом речь идет, чаще всего, о крайне незначительной материальной помощи, которая не может реально изменить трудную ситуацию, в которой оказалась семья. Привлечение родителей к ответственности в этих случаях бесчеловечно и цинично, и не должно допускаться.

 


Яндекс цитирования