Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Когда пришла пора разочарования

Когда пришла пора разочарования

E-mail Печать

alt

1 апреля стартовал весенний призыв. Одной из его особенностей стало возобновление в полном объёме набора на службу новобранцев с Северного Кавказа и, прежде всего из Дагестана. По разнарядке, спущенной главным организационно-мобилизационным управлением (ГОМУ) ГШ ВС России в республиканский военкомат, весной текущего года отсюда планируется призвать в силовые структуры России около 4 тысяч человек. Мне уже не раз на страницах ВПК приходилось высказываться по этому специфическому вопросу. Вернувшись недавно из командировки в Махачкалу, я привёз оттуда и новые впечатления, которые хотел бы озвучить на страницах популярного военного еженедельника.
 
О воинском духе: или никак или плохо!
 
Хорошо известно, что причиной «замораживания»  набора в армию призывников из «солнечного Дагестана», стал целый ряд безобразных случаев, которые, не вдаваясь в подробности, можно обозвать, используя привычный армейский сленг, неуставными взаимоотношениями. Благодаря СМИ, эта тема на какое-то время стала особо популярной в медийном пространстве, подогревая и без того немалый интерес к проблемному региону. Итак, вполне законное, конституционное решение принято. Призыв дагестанцев начат. Готовы ли к приёму такого пополнения командиры и будущие сослуживцы? Я имею в виду, прежде всего, готовность моральную, духовную. Ведь подобные вопросы возникли не на пустом месте.
Высокий воинский дух не создаётся сам собой, из ничего, одним лишь изданием приказа командира части. Он формируется в процессе воспитания, взросления человека и базируется на традициях. Он, самым тесным образом, связан с национальным и религиозным самосознанием воина. В составленном, с учётом богатого наследия и опыта русской (советской) армии, «Словаре духовных качествах российского воинства», подготовленном Независимым ВНЦ «Отечество и воин» при Военном Университете МО, даётся следующее определение воинского духа: «Внутреннее состояние, сущность, истинный смысл и характер вооружённой силы, как организации людей; союз ума (сознания), сердца (нравственности) и воли (энергии)». Проявляется воинский дух, по мнению одного из видных отечественных специалистов в области военной психологии, участника русско-японской войны, командующего отдельным корпусом во время Первой мировой войны, профессора Академии Генерального штаба генерала П.Изместьева, «в самостоятельных действиях и инициативе». 
Значит, одним из проявлений высокого морального духа воина является его осознанная готовность к самостоятельным действиям, стремление к разумной инициативе. К сожалению, данная идеологема с трудом сочетается с реалиями нашей сегодняшней армии, где, вопреки требования устава, каждый воин очень скоро убеждается в обратном: «инициатива наказуема». Увы, именно безынициативность стала одним из столпов благополучия и даже карьерного роста в ВС России. После бесславной гибели Советской армии и последующим за этим многолетним отлучением её остатков под видом Российской, от регулярных занятий по боевой подготовке: учений со стрельбой, вождений боевых машин, полётов, а так же резкое сокращение боевых дежурств и дальних морских походов; в результате кадровых «чисток», когда в первую очередь увольнялись офицеры, обладающие боевым опытом и собственным мнением-харизмой, дух в нынешней армии во многом утрачен.
К чести нынешнего руководства МО, меры в этой области военного строительства предпринимаются, и скучатьунывать духом, сегодняшним солдатам, скорее всего, не придётся. Но помимо многократного увеличения часов на боевую подготовку, активизацию других мероприятий повышающих боеготовность армии, призванных, поднять в числе прочего и боевой дух войск, армейскому руководству необходимо обратить внимание и на «внутреннее состояние, сущность, истинный смысл и характер вооружённой силы», т.е. собственно, человека в погонах
С чем, с каким багажом знаний, устойчивых стереотипов, норм и правил поведения придёт в армию сегодняшний солдат? А вот тут-то всё гораздо сложнее и, я бы сказал, печальнее. Оказалось, что гораздо проще и быстрее, при наличии денег и командирской воли, поднять боевую выучку, чем боевой дух, который, как мы помним, есть «совокупность ума (сознания), сердца (нравственности) и воли (энергии)». Как у нас обстоит дело с осознанием необходимости службы, нравственностью и волей, направленной на добро? Моральное состояние призывного контингента, да что там – всей русской нации, оставляет желать лучшего. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на итоги прошлогодней призывной компании. По данным замначальника ГОМУ Генштаба ВС РФ Е.Бурдинского, почти 250 тысяч граждан призывного возраста (из которых большинство русские) уклонилось от военной службы в 2012 году. А вот желающих служить из числа уроженцев Дагестанахоть отбавляй. Обеими руками за службу в армии и родители кавказских призывников. На лицо провал всей идеологической кампании по формированию у русской допризывной молодёжи высокого морального духа и военно-патриотического воспитания (хотя по большому счёту этой задачей вплотную никто так и не занимался). И это лишь одна из вершин айсберга. Давайте рассмотри её поближе
 
Игра в солдатики или чем Шамиль лучше Чапаева?
 
Признаем, что стартовые позиции для подготовки к службе в армии в большой России и Дагестане, изначально примерно одинаковые. Там и там действуют одни и те же законы, общество сталкивается со схожими проблемами. Будем пенять на исконную воинственность кавказских народов, особую любовь тамошних мужчин к оружию и военной форме? Но и представители коренного этноса не раз доказывали свою способность сломать любого противника, а ещё лет тридцать назад (сужу по себе) с охотой шли служить в армию, рвались в Афганистан, справедливо считая недостойным мужчины закосить от службы. Любимой дворовой игрой пацанов была войнушка, а домаигра в солдатиков. Очевидно, что надлом, перелицовка, перекодировка сознания произошли за эти последние десятилетия перестройки и слома старой системы. Только не понятно, почему мы, русские, пострадали от этого больше, чем кавказцы
Ответ, очевидно, надо искать в том, что нас изначально разнит сам подход в восприятии своего героического прошлого. Когда мы с упоением играли в красных «чапаев» и «будёных» и советских «матросовых» и «жуковых», большинство кавказских пацанов хотели видеть себя… Шамилями. Эта легендарная личность основателя первого горского государства на территории России с шариатской формой правления, не оставляла умы многих и многих поколений жителей Кавказа и, прежде всего, Дагестана. Способствовало этому и негласно проводимая на местах политика потакания жителям национальных окраин по принципу «чем бы дитя не тешилось». Опасность вожди СССР видели, прежде всего, увы, в возрождении здорового русского национализма.
Разница в масштабах и целях, которые ставили перед собой такие личности, как Чапаев или Матросов и Шамиль, конечно, не сопоставимы. И если герои нашего детства были полностью денационализированы (кого волновало, что Чапаев был чуваш, а Матросов, якобы, башкир) и изначально партийны, то Шамиль, прежде всего, был аварцем и мусульманином, стремившимся объединить всех правоверных Кавказа в единое наднациональное государство - Имамат. Мало того, он воевал (и неплохо) против русских. Этого тоже никогда не забывали, особенно в высокогорных аулах. А как подавалась личность имама, даже в советских школах? Вполне благородно и героически, не то, что какие-то там «колчаки-деникины» или «врангели»: лидер национально-освободительного движения горских народов, боровшийся с самодержавной, имперской Россией за независимость. Чем же не пример для подражания для его потомков, жаждущих славы и подвигов!
Разнит нас с кавказцами ещё и то, что с крушением Советского Союза и соответствующей идеологии, мы очень быстро узнали, «всю правду» про своих прежних героев: В.И.Чапаева и С.М.Будённого, Зою Космодемьянскую и 28 панфиловцев, Аркадия Гайдара и Г.К.Жукова…, на которых в режиме «нон-стоп» продолжают литься ушаты грязи, чего не скажешь про имама Шамиля! Он наоборот, словно помолодев, вернулся к своему народу, чтобы дать ему силы, будто говоря: «Я остаюсь с вами. Вы – мои дети!». Уже в наше время мне неоднократно встречались портреты имама, любовно развешенные в служебных помещениях, где большинство военнослужащих составляли дагестанцы. Но что-то не припомню, чтобы в каптёрках или канцеляриях довелось увидеть изображения Чапаева, Будённого или даже Суворова, Жукова. В лучшем случае – Сталина или… Дзержинского. Но, насколько я помню, эти люди не были нашими любимцами с детства, не совершали славных воинских подвигов!
 
Герой до востребования
 
На смену прежних наших героев пришли «кумиры»: попсовая тусня, киношные братки, супермены-качки и гламурные скоробогачи: обладатели яхт, вилл и футбольных клубов. Народу усиленно внушались мысли об отречении от проклятого прошлого, проводилась агрессивная попытка стереть нашу национальную, историческую память. К счастью окончательно этого не произошло. Но кризис, творившийся в головах государствообразующего народа, увы, на лицо. Проводившийся несколько лет назад,с целью выявить национального лидера всех времён телеопрос, не дал однозначного ответа на животрепещущий вопрос. В десятке победителей такие разноплановые фигуры, как святой благоверный князь Александр Невский и лидер компартии Иосиф Сталин, умеренный реформатор, консерватор и монархист Пётр Столыпин и разрушитель старорежимной России Владимир Ленин… Что самое обидное (в контексте статьи), кроме победителя немцев и шведов – Александра Невского, не было названо ни одного воина, полководца, которых в действительности в России великое множество. Неужели наши люди не помнят или забыли подвиги Д.М.Пожарского, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, П.И.Багратиона, А.П.Ермолова, сотни других блестящих личностей, на примере которых можно воспитать прекрасное поколение защитников Отечества?!
Отсутствие любимого всеми общепризнанного национального лидера, сочетающего качества героя-воина и предводителя, консолидирующего народ, стало серьёзной проблемой русских. К сожалению, осознано это далеко не всеми гражданами страны. В результате размытых воинских идеалов, отсутствия достойных подражания примеров, а порой публичного их уничижения или предательского замалчивания, происходит разочарование в своём прошлом, обида на настоящее, плавно переходящее в унылое ожидание будущего. А это уже симптомом болезни духа нации. Следует говорить о пораженчестве – закономерном продукте угасшего национального самосознания. Можно ли не просто жить, владеть инициативой, но и побеждать с таким душевным настроем, растянутым на десятилетия? Однозначно – нет. Как гласит известная восточная мудрость: горе тому народу, который усвоит психологию пораженца. Его удел - быть битому. 
Не в этом ли корень проблем, в том числе имеющих кавказский след? Повторю, уже высказанную однажды на страницах еженедельника блестящую мысль современного философа и филолога Василия (Фазиля) Ирзабекова, что когда русские слабеют – остальные звереют. Нам нельзя даже виду подавать, что мы слабы, не говоря о том, чтобы примириться с этой мыслью, как несоответствующей действительности. 
 
Happy end для нации
 
Чтобы переломить упадническое настроение, усердно внушаемое нам, нужно не так уж много: поверить в себя, в свою славную историю, вернуть себе славу предков - истинных героев Отечества, способных воодушевлять нацию. Отсюда главная задача, возвращаемых в строй «замполюдов», а так же самих командиры, которые обладаю широкими правами в процессе воспитания подчинённых, научить людей гордиться своей страной, преодолевать уныние и пораженческие настроения, поднимая дух воинов. Для этого им потребуется помощь писателей, журналистов, публицистов, авторов учебников по истории, педагогов, кинематографистов, священнослужителей. 
Можно привести и пример из истории Америки. Когда там, в 30-х годах прошлого века бушевал экономический кризис, американцы и американская армия испытывали сильнейшие психологические проблемы. Страну тогда в буквальном смысле спасла установка на положительные ценности, на оптимизм, на патриотизм, заданная президентом Ф. Рузвельтом (единственного из президентов США, избираемого трижды) и повсеместно поддержанная Голливудом, радио, газетами, церковными проповедниками. Именно в этот период у нации появились новые герои – белозубые, неунывающие красавцы ковбои (по сути, обычные пастухи), а все фильмы непременно заканчивались их победой над коварным индейцами и хэппи-эндом. И уже через год после начала этой массовой компании в стране наметился перелом настроений, у людей появились силы, уверенность в себе, в свою страну, правительство, что и привело США в итоге к постепенному выходу из кризиса. 
Но есть и примеры более далёкие по времени, но близкие географически. Всего сто лет назад жители могучей Российской Империи чувствовали себя вполне счастливыми, самодостаточными и уверенными в себе, в своей великой стране, смело глядящей в будущее, о чём говорит статистика. И если бы не стенания поэтов и писателей, журналистов «серебряного века», вечно ищущих иной, лучшей доли и тем смущавшие умы сограждан; не революция, затеянная на деньги врагов Родины и поддержанная «пятой колонной», то Россия сегодня была бы первой в мире страной по всем абсолютным показателям.
Урок истории по-дагестански
 
Но вернусь непосредственно к своим наблюдениям, почерпнутым из посещения Махачкалы. Процессы, происходящие в Республике, далеко не всегда верно отражаются в центральных СМИ, что вызывает у уже привыкших к такой подачи информации дагестанцев лёгкую досаду. Я не ставлю целью в данной статье анализировать причины такой информационной политики, но хочу обратить внимание читателей на одно мероприятие, которое прошло практически незамеченным федеральными СМИ.
Не так давно в столице республике прошла международная научная конференция «Актуальные проблемы кавказской войны и наследие имама Шамиля». Организаторами выступили Дагестанский центр гуманитарных исследований (ДЦГИ) имени имама Шамиля, центр аварской культуры и национальная библиотека. Идейным вдохновителем мероприятия выступил известный в республике своими радикальными взглядами председатель ДЦГИ, доктор исторических наук, бывший профессор Дагестанского государственного университета (ДГУ) Хаджи Мурад Доного. На конференции, вызвавшей немалый интерес у любителей истории, среди выступавших гостей, прибывших в т.ч. из ближнего и дальнего зарубежья, присутствовала и группа молодёжи. Об их взглядах говорили отнюдь не традиционные для Дагестана хиджабы, в которые были одеты девушки. О чём же говорилось на этой конференции? Чем она интересна в контексте поднятой темы? 
В одном из первых выступлений, завкафедрой истории Дагестана, профессор ДГУ А.Омаров очень тонко дал понять, с чем придётся столкнуться Москве в республике, если российская власть и дальше «будет действовать неэффективно, нерешительно, непоследовательно, несистемно, без учёта исторического опыта и специфики региона». Среди вполне отвечающих заданной теме политкорректных выступлений, звучали и завуалированные призывы к пересмотру устоявшихся взглядов на русско-дагестанские отношения или даже делались провокационные антироссийские заявления, порой напоминающие скрытые угрозы. Они, например, прозвучали в выступлении зарубежного гостя, кандидата исторических наук М.Вачагаева - бывшего полпреда уничтоженного лидера чеченских сепаратистов А. Масхадова в Москве, а ныне президента французской Ассоциации кавказских исследований и аналитика американской неправительственной организации «Jamstown Foundation», в числе руководителей которой числятся большой «друг» России З. Бжезинский и бывший директор ЦРУ Дж.Вулси. 
Всячески подчёркивали в своих выступлениях агрессивность русской политики на Кавказе, шовинизм, якобы присущий русскому народу и стремление царских властей физически уничтожить мусульман Кавказа, искоренить их веру, господин Доного и его единомышленник доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник республиканского института истории, археологии и этнографии Ю.Дадаев. В частности последим, в противовес империалистической России, восхвалялось государственное устройство имамата, которое (и это не секрет для властей) является прообразом для «строителей» нынешнего квазигосударства «Имарата Кавказ», где, якобы в мире и благоденствии жили и процветали многие народы нынешней России, включая русских солдат-перебежчиков.
Надеюсь, что конференция – досадная оплошность, допущенная республиканскими властями по  недогляду. Но она вполне отражает настроения определённой части дагестанского общества, особенно молодёжи, которые всегда с симпатией и искренним уважением относилось к подлинно национальному герою Шамилю. Другое дело, как рассматривать эту личность? Ведь поздний имам, после пленения его именно русскими, явил себя всему миру вполне искренним и верноподданным слугой Русского Государя, к чему призвал и свой народ. К сожалению, об этом периоде его жизни на упомянутой конференции даже не вспомнили. А вот знают ли об этом молодые дагестанцы, ожидающие повестки из военкомата? 
Роман Илющенко, подполковник запаса
 
Loading...


Яндекс цитирования