Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Публикации Упущенные возможности. Как можно было избежать войны?

Упущенные возможности. Как можно было избежать войны?

E-mail Печать

Гражданская война на Украине началась в апреле 2014 года, когда в Донецке и Луганске восставший народ стал занимать административные здания, когда были провозглашены народные республики и когда в Славянск прибыл отряд Стрелкова. Одновременно с этими событиями Киевские власти объявляют антитеррористическую операцию на Донбассе.

Перед этим в конце февраля и весь март 2014 года на юго-востоке Украины проходили массовые протесты населения против февральского переворота в Киеве, против разгула национал-экстремистов. Жители Харькова, Донбасса, Запорожья, Одессы требовали, чтобы их мнение и позиция были услышаны в Киеве. Однако киевский режим предпочёл вместо   диалога репрессии и карательные операции. Именно тогда по вине Турчинова и других была упущена первая возможность остановить гражданскую войну на Украине.

Май 2014. Война начинает разгораться.

 На юго-востоке Украины активно идёт карательная операция по подавлению протестов.  Порошенко, побеждает на президентских выборах, он обещал- мир сразу же после своей победы на выборах. Начинаются первые переговоры украинских властей с представителями Донецкой народной республики. Во главе украинской делегации на переговорах – Кучма, бывший президент Украины.

Июнь 2014 года.

Украинские войска блокируют Славянск и готовятся к масштабной зачистке Донбасса. Параллельно с этим продолжаются переговоры представителей ДНР с украинской делегацией во главе с Кучмой. На переговорах достигает соглашение о перемирии. Появляется надежда на то, что Украина сможет договориться с народными республиками, и война будет остановлено.

Июль 2014 года.

Украинские войска нарушают перемирие и начинают широкомасштабное наступление на Донбасс.Под их контроль переходят южные северные территории региона. Город Славянск покидают ополченцы Стрелкова.

Август 2014 года.

Ополченцы при поддержки российских войск переходят в контрнаступление и наносят поражение украинским войскам. Украина вынужденно идёт на переговоры.

Сентябрь 2014 года.

 Поражение на Донбассе вынудило киевский режим пойти на переговоры в Минске. Переговоры закончились подписанием соглашения о перемирии и о дальнейших шагах урегулирование конфликта. Украина взяла на себя обязательство провести амнистию и учредить особый статус Донбасса и уже после этого она получала контроль за регионом.

Первые месяцы после подписания украинское правительство делало шаги по реализации минских соглашений. Был принят закон о особом статусе Донбасса, но вскоре украинская власть прекратила движения в этом направлении и усилило конфронтацию. Против народных республик была введена экономическая блокада на фронте возобновились боевые действия.

Январь-февраль 2015 года.

Обстрелы украинскими силами Донецка, сражение за Дебальцево и донецкий аэропорт, военное поражение украинской армии. Переговоры в Минске. Подписание нового соглашение.

По минским соглашениям, Украина должна была договариваться с представителями народных республик, проводить реальную амнистию и реализовывать закон об особом статусе Донбасса.

Однако, с февраля 2015 года до начала русской спецоперации на Украине, киевский режим не предпринял не одного действия, направленного на реализацию политической части минских соглашений. Были лишь небольшие подвижки в части реализации военной составляющей соглашений.

Порошенко своё президенство начинал как миротворец, а к концу срока стал яростным разжигателем войны, даже попытался ввести военное положение. Все надежды на мирное решение конфликта на Донбассе при Порошенко не имели никаких оснований.

 Запрос на мир в украинском обществе к концу президенства Порошенко был огромен.   Люди жаждали мира.   Этим и об условилось появление такого феномена как Зеленский.  Порошенко был за войну, поэтому он проиграл выборы. Зеленский говорил, что не любит войну и что он её обязательно закончит. Народ Украины ему поверил.

Зеленский говорил что хочет мира, и мира он мог достичь относительно быстро и без особых потерь.

Проходило время. Но никаких особых действий для достижения мира на Донбассе. Зеленский не предпринимал, не считая тех комических попыток уговорить украинских националистов покинуть серую зону, так как это требовали минские соглашения.

Киевская власть всеми силами тянуло с выполнением договорённостей, а потом и вовсе отказалась их выполнять.

Зеленский всё время говорил о необходимости его встречи с Путиным. Об этом он говорит и сейчас, когда Украина охвачено войной. При этом он не выражал никакого желания встречаться с представителями ЛДНР, в руках которых были реальные механизмы для достижения мира на Украине. Возможно, Зеленский думает, что сможет своим обаянием полностью изменить позицию Путина по Украине.

Почему Украинская власть на протяжении восьми лет так и не исполнила не одного положения из политической, составляющей Минских соглашений? Главной официальной причиной нежелание исполнять мирный договор — это утверждение что эти положения подорвут государственность Украины, откроют путь к федерализации государства. Официальный Киев так и не пошёл на прямые переговоры с представителями ЛДНР, хотя многие видели именно в этом ключ решения проблемы. Например, так считала Надежда Савченко. И самое главное мира не хотели заокеанские кураторы Киевских властей. Америка напрямую подстрекала Украину не выполнять мирные соглашения, фактически способствуя развалу украинского государства.

Объективно говоря, минские соглашения очень даже бы укрепили украинскую государственность. Украина была очень неоднородной в культурном, экономическом, политическом отношении. Федерализация страны, при мудром подходе, вдохнула бы новую жизнь в украинское государство. Можем привести успешные примеры федеральных государств Европе это Германия и Австрия, в Азии это Индия, ну и классический пример федеративного государства Соединенные Штаты Америки.

Спасительной лекарство в виде федерализации была отвергнута что привело Украину к смертельной болезни.

Крымский вопрос

Самым сложным вопросом для достижения мира, является статус Крыма.

Россия не оспаривала украинский суверенитет над Донбассом, однако вопрос Крыма Москва принципиально выносила за рамки переговоров в Минске, и вообще отказывалась обсуждать эту тему.

Поначалу Украинское правительство не поднимала вопрос Крыма на переговорах. Но по прошествии некоторого времени, при президенстве Зеленского, была выдвинута так называемая «Крымская платформа», по которой вопрос Крыма увязывался с вопросом Донбасса.

Проблема Крыма очень болезненна как для России, так и для Украины. И даже в таком сложном вопросе как Крымский, при наличии доброй воли, можно было найти выход. Например, применив к Крыму принцип совладения

Примеры подобных совладений есть как в современности, так и в истории. В средневековье остров Кипр был совладением Византии и Арабского Халифата. Остров был самоуправляемым, налоги собираемые там поровну делились между арабами и византийцами. Подобную практику можно было применить и к Крыму, только налоги я бы предложил оставлять на полуострове, для его развития. Совместными усилиями России и Украины Крым мог бы превратиться в процветающую территорию.

Российский ультиматум

Россия в декабре 2021 года выдвинула ультиматум Западу с требованием создать новую систему безопасности в восточной Европе. Важнейшим элементом этой системы должно было стать внеблоковый статус Украины. Как известно США проигнорировали российские требования, однако украинское руководство вполне могло принять решение о внеблоковом статусе страны. И если бы это решение было принято, то Россия воздержалось бы от специальной операции на Украине.

А если бы сейчас украинскому руководству предложили мир на условиях выполнения минских договорённостей и внеблокового статуса страны, киевские сидельцы побежали бы в припрыжку подписывать такой мирный договор

Все шансы на мирное самостоятельное развитие, отведённые судьбой, современная Украина проигнорировала и упустила.

Упорство и нежелание признавать очевидного всегда приводит к пагубным последствиям. Точно так же случилось в Боснии в 1992 году, когда боснийские мусульмане (бошняки) не пожелали признавать очевидных и законных интересов боснийских сербов. Бошняки, подстрекаемые Западом отказались искать взаимоприемлемый компромисс. В результате все получили страшную гражданскую войну, которая продлилась почти четыре года, и фактически раскол страны.

В таких случаях обычно говорят допрыгался, довыёживался, до прикалывался, до выделывался.

Александр Кравченко

Апрель 2022, Москва

 
Loading...


Яндекс цитирования