15.ip-51-83-99.eu

404

Page Not Found

The page you were trying to reach does not exist. Or, maybe it has moved. You can start again from home or go back to the previous page.
Русская старообрядческая диаспора заграницей: история и современность
 

Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Община Староверы Русская старообрядческая диаспора заграницей: история и современность

Русская старообрядческая диаспора заграницей: история и современность

E-mail Печать

alt"Огромную целостную народную культуру старообрядцы привезли на новые земли не на бумаге, не в книгах, а в памяти, в сердце. И не только песни, сказки, молитвы, ни и массу крупных и малых привычек, обычаев, знаний, которые - все вместе совокупно - и создали заново Русский Мир"
В.С.Бахтин.

 

Братья живут за Дунаем...

В XIX веке важнейшим центром староообрядцев-поповцев становится монастырь в Белой Кринице. Тогда он находился на территории Австрийской империи (с 1867 года - Австро-Венгрия). Ныне он располагается на Украине, в Черновицкой области. На Буковине, входившей в состав Австрийской империи, где, к тому времени, уже существовала весьма большая старообрядческая диаспора с развитой инфраструктурой, была учреждена архиерейская кафедра. Это был настоящий зарубежный центр старообрядцев. Здесь существовали типографии, печатавшие богослужебные и апологетические книги для всех старообрядцев России. Рассылались священники для окормления общин в России. Особенно его влияние усилилось после разгрома в 40-е годы XIX века Керженских и Иргизских старообрядческих монастырей на Волге. Когда же в 1846 году к Древлеправославной Церкви присоединился Митрополит Босно-Сараевский Амвросий (Попович) и, таким образом, восстановил Трёхчинную Полноту в Церкви, то Белая Криница стала поистине Вселенским центром для старообрядцев, приемлющих священство (поповцев). Именно здесь были поставлены первые епископы для России, именно здесь произошло первое после Патриарха Иосифа Мироварение в Древлеправославной Церкви. Именно здесь была вплоть до 40-х годов ХХ века кафедра Старообрядческого Митрополита. Надо отметить, что старообрядцы в этой области составляли практически большинство населения. И в некоторых населённых пунктах составляют до сих пор. Это то же является своего рода островком Древней Руси.

Ныне старообрядцы в Румынии (а именно ей отошла большая часть Буковины) составляют около 100 тысяч человек (они носят историческое название липован - откуда такое название - до сих пор не ясно) от всего населения Румынии и проживают, в основном, в дельте Дуная (уезды Ботошан Сучава, Яссы, Васлуй, Пятры Няну, Бакэу, Галац, Брэила, Тульча). Так же липоване проживают и в Бухаресте. Проживают они и в северо-западной Добрудже. В городах Румынии существуют кварталы липован - махалы. Традиционными видами деятельности липован являются рыболовство и обработка камыша, сельское хозяйство. Интересно, что липоване прославились в Европе своими отменными физическими данными и получили прозвище "ходящие" или "живые экскаваторы".

Конфессионально они принадлежат большей частью к Белокриницкой Митрополии, центр которой находиться в г. Брэила и которую возглавляет Митрополит Леонтий - глава всех зарубежных старообрядцев. На сегодняшний день она имеет 3 епископов около 57 приходов и 2 монастыря - мужской и женский - оба в селе Слава Русская. Однако, так же существуют и несколько общин, которые канонически подчиняются Древлеправославной Патриархии Московской и Всея Руси (Новозыбковское согласие). Так же существует и 2 общины беспоповцев.

В целом, благодаря традиционному укладу жизни, старообрядцы в Румынии сохраняют национальный язык и национальные традиции, однако годы большевизма не прошли и для липован даром. Политика румынского правительства, проводимая десятилетиями направленная на искоренение (!) русского языка среди липован, дала некоторые результаты. Так, молодежь, уезжая в города, предпочитает там говорить на румынском. Некоторые попадают в секты, пришедшие в начале 90-х в Румынию с Запада. Однако, именно традиционный уклад, верность национальной традиции и вере предков позволяло и позволяет сейчас успешно бороться со всеми посягательствами на этническую и конфессиональную самобытность липован. Так, старообрядцы в 1990 году в Бухаресте создали инициативный комитет, который призвал русских-липован Румынии основать общественную этническую организацию - Общину русских-липован. 8 апреля состоялась учредительная конференция Общины, председателем которой был избран доктор филологических наук Андрей Иванов, а его заместителем доктор филологических наук Федор Кирилэ. Одна из основных целей Общины - консолидация русского меньшинства в Румынии и защита прав его представителей.

На границе с Румынией - в Болгарии так же проживают староверы. В Болгарии существует два компактных поселения русских некрасовцев: село Казашко около Варны и село Татарицы около Силистры. На 1992 г. в них проживало около 1000 человек, в частности в Татарице в 1990 г. - 600-700 чел. В Татарицах проживают старообрядцы белокриницкой иерархии, а вКазашко - беспоповцы.

Юго-Восточная Азия и Австралия

Развязанная большевиками Гражданская война и последовавшая за ней, через 10 лет, коллективизация, очень сильно ударила и по староверам Сибири. Часть уходила ещё дальше в тайгу - так возникли многие таёжные поселения, существующие и по ныне, на Нижнем Енисее (скиты на реке Дубчесс, где сейчас приживают более 600 иноков и инокинь в мужских и женских обителях), в Туве, в Якутии - а часть переправлялась в Китай. В 20-е годы уходили в основном с Алтая в Синьцзянь, а в 30-е годы из Приамурья и Приморья - в Маньчжурию. где осели вблизи Харбина, в районе Трехречья. Там они крестьянствовали, разводили скот, занимались пчеловодством. В целом они не изменили свой уклад жизни. Жили так же крепко и слажено, патриархально, как и в России. Частично материально их поддержало Бюро эмигрантов. Старообрядческие эмигранты 1930-х гг. основали целый ряд поселений: Романовку (осн. в 1936 г.), Массаловку (Чипигу), Медяну, Коломбо, Силинхэ и др. Сюда стали стекаться старообрядцы со всей Маньчжурии и Синьцзяна. В частности, к лету 1945 г. в Романовке насчитывалось 45 дворов - 200 жителей.

После того, как советские войска вошли в Манчжурию, большинство староверческих хозяйств было разорено, а те, кто не успел бежать, были высланы в Сибирь - сейчас их потомки проживают в Солнечном районе Хабаровского края. А часть всё-таки сумела убежать в Китай, подконтрольный правительству Гоминьдана. Однако, и туда в 1946 году пришли коммунисты. И русским староверам предложили покинуть страну. Сначала они отправились в Гонконг, а затем при помощи ООН - в США, Аргентину, Чили, Бразилию, Парагвай и Австралию.

В Австралию переселились в основном часовенные беспоповцы, однако были и старообрядцы белокриницкой иерархии. В Сиднее ныне существует два храма, а в Мельбурне и Линдкомбе - по одному.

При содействии Белокриницкой митрополии и Фонда им. Ф.Е.Мельникова в Австралии (г. Лидкомб) издается журнал "Церковь" - духовно-просветительный журнал "древлеправославных христиан в рассеянии сущих".

Американский континент

На сегодняшний день старообрядческая диаспора в США является второй по величине после Румынии.

С конца 1880-х гг. русские старообрядцы начали переселяться в США. Одними из первых в Новый Свет отправились поморские старообрядцы из Сувалок (Польша) и сельских районов вокруг Минска. Причины переселения крылись как в экономической сфере (разорение мелких крестьян-собственников), так и в религиозной: в целом во время правления Александра III усилилось давление на старообрядцев.

Первое упоминание о переселении поморских старообрядцев (беспоповцев) в Пенсильванию относится к 1888 г. Они работали на шахтах на юго-западе Пенсильвании, а затем переселились в Эри. Кроме того, они проживали в Нью-Джерси и Мичигане.

Однако до 30-х годов ХХ века численность старообрядцев в США и Канаде была очень не большой. Когда же в результате репрессий большевиков против староверов в России многие покинули свою Родину, то часть отправилась в США. Третья волна старообрядческих поселенцев на Американский континент оказалась после прихода к власти коммунистов в Китае. Сначала они в 1949 году оказались в Гонконге, а затем в 1958 - в США, Аргентину, Чили, Бразилию, Парагвай и Австралию. Однако, большинство оказалось - либо в Аргентине, либо в Бразилии.

В Аргентине, в самом Сан-Паулу была основана крупная община старообрядцев поморского согласия, которая построила каменный храм. Часовенные старообрядцы получили в 200 милях от Сан-Паулу, в Куритибе, 6 тысяч акров земли.

В 1960 г. не сумев адаптироваться в Бразилии старообрядцы при поддержке Толстовского фонда и министра юстиции Р.Кеннеди перебрались в США (штат Нью-Джерси). В 1963 г. туда переехала часть староверов из Румынии. Первоначально 5000 старообрядцев расселили в районе Паттерсона и Лейквуда.

Однако здесь было очень сильно влияние цивилизации, поэтому они, стремясь сохранить древлеправославное благочестие, двинулись в путь на северо-запад США в штат Орегон. С 1964 г. старообрядцы поселились в долине Уильямет близ Вудберна, по соседству с возникшей в 1952 г. сельскохозяйственной колонией молокан-прыгунов.

Однако и здесь стала настигать цивилизация и тогда часть Орегонской общины переселилось на Аляску, купив при помощи Толстовского фонда в 1967 г. за 14.000 $ у штата одну квадратную милю в лесах Кенайского полуострова.

К началу 1970-х гг. на Аляске была построена деревня Николаевка (в 1970-х гг. в ней проживало 60 семейств - 400 человек). Старообрядцы основали "Русскую морскую компанию" и наладили производство дизельных рыболовецких катеров; занимались рыболовецким промыслом в океане. Верфь в Николаевке выпускала 13-15 катеров в год (стоимостью 150 тыс. $ каждый). В 1983 г. в Николаевке была открыта государственная школа, преподавание в которой ведется на английском и русском языках .

В 1980-х гг. несколько членов общины во главе с Кондратием Фефеловым побывали в Румынии и попросили у Браиловского митрополита восстановить священство. Сам Кондратий был поставлен в священники. Однако, часть общины не признала этого и осталась беспоповцами - и образовали две отдельные деревни - Малиновку и Вознесенскую.

Надо отметить, что старообрядцы в США проживали так же и в районе Великих Озёр. По вероисповедальному признаку они принадлежали к поморцам законобрачного согласия. Однако, в начале 80-х годов часть староверов общины г. Эри (штат Пенсильвания) обратилась к Синоду Русской Православной Церкви Заграницей принять их на правах единоверия, что и было сделано. Для них был даже поставлен специальный единоверческий епископ Даниил (Александров). Малая часть общины не приняла этого и осталась беспоповцами. Характерно, что прихожанами храма РПЦЗ являются староверы, утратившие национальные корни - они уже не говорят по-русски, живут как обычные американцы. Именно подобные им люди настояли на переводе богослужений на английский язык. Напротив, в Поморском храме, все богослужения совершаются на церковнославянском, а прихожане владеют русским.

Ныне в США существуют несколько старообрядческих общин. Самая крупная из них - Орегонская, насчитывавшая в 1992 г. более 6000 человек. Группы староверов, связанные с этой общиной проживают на Аляске (около 1000 человек) и в Канаде (около 500 человек).

Орегонские староверы освоились в различных областях деятельности: они занимаются сельским хозяйством, приобретением земель, выращиванием плодовых и ягодных культур, корма для скота; работают на фабриках (мужчины - плотниками, женщины - швеями) и бригадами на лесозаготовках. Часть из них имеют собственные предприятия, такие как: фирма, занимающаяся выращиванием деревьев на продажу, компания по производству изделий из стекловолокна ("джакузи"), фирма по производству швейных иголок на батарейках (снабжает все магазины фольклорных товаров в США), строительные компании. На Аляске староверы занимаются коммерческим ловом рыбы

Что касается староверов Южной Америки, то они по большей части сохранили традиционный уклад жизни. Сейчас общины существуют - в Уругвае, Бразилии Боливии, Аргентине и Чили. Все они занимаются крестьянским хозяйством, ведут достаточно уединенный образ жизни, что помогает им сохранять национальную культуру и язык. Например, в Уругвае деревня староверов находится рядом с деревней молокан. Ныне молокане практически утратили свою самобытность, в то время как староверы успешно сохраняют Веру Предков - Древлеправославие.

Александр Писаревский

 
Loading...

Друзья сайта

Всеправославная социальная сеть

Молодёжный сайт

Баннер ОКВ СкР

Интернет-магазин ДЕЛОКРАТ

Православные МО

Мы в сети

[info]rusobschina в Живом Журнале

Наша группа ВКонтакте


ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Община Каме...
Image Detail
08
Image Detail
Мы казачьег...
Image Detail
Картина Оле...
Image Detail
106
Image Detail

Яндекс цитирования