Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Община Староверы Русские везде живут

Русские везде живут

E-mail Печать

 altИз Москвы благотворители послали общине липован в Румынии 10000 учебников и книг. Много это или мало, и, главное, кто такие липоване? Об этом рассказывает в репортаже из Бухареста специальный корреспондент «Столичной» писатель Евгений Попов.

 

Никто не знает, сколько всего стран насчитывается в нашем перманентно меняющемся мире, но в каждой из этих стран живут русские. В Румынии, согласно последней переписи, русских 37000 душ, по неофициальным данным — около ста тысяч. Многие из них при покойном Чаушеску записались в румыны, чтобы было легче жить, но все изменилось только тогда, когда время коммунистической диктатуры кончилось вместе с красным диктатором, расстрелянным восставшими 25 декабря 1989 года вместе с женой Еленой. Однако румынские русские — это совершенно не те русские, которых можно встретить на Брайтон-Бич в ресторане «Одесса» или в Париже. Румынские русские, известные под именем «липоване» — это старообрядцы, поселившиеся в дельте Дуная еще в XVII веке, после церковного раскола 1667 года.

— Вы помните фильм «Карнавальная ночь», где пьяный лектор говорит о том, что науке неизвестно, есть ли жизнь на Марсе?

Точно так же никто не может убедительно доказать, отчего нас именуют липованами. Некоторые полагают, что нас так назвали потому, что мы селились тогда в липовых рощах, — сказал мне один из основателей общины Федор Петухов.

Кроткие и незлобивые, работящие и малопьющие липоване прославились как искусные рыбаки и строители; их женщины известны всей Румынии, как умелые рукодельницы, а дети, извините за штамп, это подлинные цветы жизни. Да вы бы и сами так сказали, если бы увидели их молящимися в церкви во время праздника, танцующими старинные танцы, поющими старинные песни, без натуги, носящими старинные русские костюмы. И все это не маскарад или псевдофольклорная попса, а осознанная необходимость ощущать себя народом в чужой стране.

И народом отнюдь не диким и изолированным, каковым многие из нас представляют старообрядцев. Община, получившая юридический статус в 1990 году, издает две газеты, одну из них с характерным названием «Китежград» редактирует знаменитый румынский поэт-интеллектуал Никита Данилов. Ежемесячник «Зори» рассказывает читателям не только о румынском олимпийском чемпионе липованине Иване Пацайкине, но и о Борисе Пастернаке, Владимире Набокове, Андрее Тарковском, о России и ее культуре. Один из липован по имени Мирон Дямьянович Игнат (именно так он именуется в визитной карточке) мало того, что депутат парламента Румынии, но за честность и хозяйственную смекалку вот уже четвертый раз избирается «квестарем» палаты депутатов, по-нашему говоря — управляющим делами парламента.

Сами липоване тоже ни на что не жалуются, у них вопрос к исторической родине: «А нужны ли вообще России русские?» Не в том, разумеется, смысле, чтобы они тут же снялись с насиженных мест и уехали. Они русские, но они прикипели к этой земле, и у них теперь две родины. Они хранят память о липованине-танкисте, который под. Сталинградом из армии маршала Антонеску, союзника Гитлера, перебрался вместе с танком через линию фронта и сдался в плен. И они не националисты, не шовинисты — они те русские, которые ухитрились выжить на Западе. И не денег они просят, хотя среди них пока мало «новых румынских», вроде того, что взял да и поставил спьяну или с больших доходов посреди степи, в собственном имении копию Эйфелевой башни, видную теперь со всех концов света. Они хотят, чтобы не только они помнили о родине, но и родина помнила о них.

Их дивный русский с вымершими у нас замечательными древними словами постепенно наполняется теперь латинизмами и просторечием, отчего даже культурные люди, владеющие несколькими языками, могут произносить «ходют», «таперича», «посюда», «шашнадцать», неправильно склонять глаголы, называть бумагу «декларацией», а жизнь «экзистенцией». Они лишены живого звука современной русской культурной речи. Они не имеют возможности смотреть русское телевидение. На «тарелку» у многих нет денег, а за поставку сигнала для созданного ими в русских селениях кабельного телевидения наши бизнесмены ломят неподъемные суммы.

Они не получают русские газеты и журналы -дорого. В Румынии нет русского культурного центра, лицея, хотя подобные учреждения содержат в этой стране и поляки, и немцы, и даже украинцы. Выпускники педагогических вузов и университетов не могут совершенствовать свой русский в наших учебных заведениях. И еще здесь много безработных. Липоване на все руки мастера, и России вполне могли бы пригодиться эти руки, а их вполне бы устроили наши зарплаты и возможность пожить среди «своих».

— Лично я считаю, что десять тысяч учебников это, конечно, хорошо. Но плохо, что вы, дураки, забыли про нас, когда мы вас так любим, а не прежних царей или коммунистов, — сказал мне один липованин, румынский гражданин. Мне очень понравились эти просвещенные старообрядцы, и я теперь им буду регулярно посылать «Столичную». Пусть знают свежую правду о нашей жизни. А кто из наших читателей хочет с ними связаться или тоже чего-нибудь подарить — пожалуйста. Их адрес не дом и не улица, а  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript и  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Евгений Попов. Столичная вечерняя газета (утренний выпуск) (Москва) — 02.10.2003

 

 
Loading...


Яндекс цитирования