Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Община Русская старообрядческая диаспора в странах дальнего зарубежья: генезис, формирование и современное положение

Русская старообрядческая диаспора в странах дальнего зарубежья: генезис, формирование и современное положение

E-mail Печать

 

Русская старообрядческая диаспора — самый старый исторически сложившийся пласт современного дальнего (и ближнего) русского зарубежья, сохранивший древнерусское наследие и устойчивый перед лицом иноязычного и инокультурного окружения вот уже на протяжении более чем 300 лет. В подавляющей своей массе они не ассимилированы, за исключением старообрядцев Эри (США), активно сохраняют и развивают самобытность.

Русская старообрядческая эмиграция в конце XVII — XIX вв.
Генезис русской старообрядческой эмиграции пришелся на конец XVII— первую половину XVIII вв. и был обусловлен Великим Расколом в русской Церкви и обществе из России сторонников древлеправославного благочестия, подвергавшихся жестоким притеснениям со стороны светских и духовных властей.

Эмиграция русских старообрядцев за границу началась вскоре после Собора 1667 года и особенно усилилась в правление царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. Первоначальными регионами их расселения стали земли Речи Посполитой, земли балканских владений Османской империи (княжества Валахия и Молдова) — Добруджа и Буковина, где они пользовались полной свободой вероисповедания.

В сентябре 1708 г. после поражения в Крестьянской войне Кондратия Булавина казаки-старообрядцы во главе с атаманом И.Ф.Некрасовым ушли на Кубань (Турция); туда к ним бежало и несколько тысяч крестьян.

В Речь Посполиту бежали старообрядцы-федосеевцы из новгородских и псковских областей. В 1699-1708 гг. основатель феодосиевского согласия Ф.Васильев лично пребывал на территории Польши, что несомненно способствовало бегству сюда его единоверцев. В первой половине XVIII века северо-восточные окраины Речи Посполиты приняли массу беженцев из России, которые спасались от крепостного гнета. Многие русские выходцы "новообрядческого вероисповедания", приходя в Польшу принимали старообрядчество. Однако Российская империя вскоре включила польские земли в свои границы.

С 1840-х годов неотъемлемой частью бытия русской старообрядческой диаспоры стал феномен "восстановленной иерархии": в Белокриницком монастыре в Буковине (Австрия) сначала была создана старообрядческая архиерейская кафедра, преобразованная затем в митрополию, а вскоре после этого возникли и зарубежные епархии. С 1860-х гг. у зарубежных старообрядцев появились собственные типографии. Таким образом сложился уникальный феномен "зарубежной Древлеправославной России" со своими монастырями, епархиями, иерархией, типографиями, привилегиями. Однако она не была отделена от России, а пребывала в состоянии постоянной сопряженности, взаимодействия с ней: русские общины за рубежом были прочно связаны с московскими центрами, шел постоянный обмен посланиями, полемическими сочинениями книгами, наставниками, финансами и т.д.

С конца 1880-х гг. русские старообрядцы начали переселяться в США. Одними из первых в Новый Свет отправились поморские старообрядцы из Сувалок (Польша) и сельских районов вокруг Минска . Их эмиграция совпала с активным проведением на "инородческих" окраинах Российской империи политики руссификации, культурной и конфессиональной унификации населения С гонением на национальности соединялись и гонения религиозные. Именно при Александре III начали отнимать детей у сектантов (духоборов, униатов и т.д.) и отсылать их подальше от родителей для воспитания в православной вере .

Первое упоминание о переселении поморских старообрядцев (беспоповцев) в Пенсильванию относится к 1888 г. Они работали на шахтах на юго-западе Пенсильвании, а затем переселились в Эри. Кроме того, они проживали в Нью-Джерси и Мичигане. В начале ХХ века первые русские старообрядцы появились в США. Часть из них поселилась в Калифорнии.

Около 4 тыс. человек проживали в 30-х годах в Питсбурге, Эссене и соседних графствах Пенсильвании, работая на местных шахтах и заводах.

После 1905 г., когда в России была объявлена свобода вероисповедания эмиграция старообрядцев прекратилась. Напротив, начался процесс реэмиграции.

Русская старообрядческая эмиграция в ХХ в.
После объявления свободы вероисповедания в России в 1905 г. религиозная эмиграция, в том числе и старообрядцев, резко сократилась. Напротив, начался процесс их реэмиграции из Австрии, Румынии и Турции при поддержке Всероссийских съездов старообрядцев .

В то же время в Канаде среди православных русских обнаружилось активное стремление к принятию старообрядчества. "Срочно требовалось учредить в Канаде старообрядческую епископскую кафедру", — отмечал Ф.Е.Мельников. На волне событий епископ Нижегородский Иннокентий в спешном порядке, без согласия Собора и без ведома архиепископа, в 1907 г. "поставил в епископы на Канаду" присоединившегося к старообрядческой Церкви архимандрита Михаила (Семенова). Но вплоть до своей смерти в 1916 г. еп. Михаил так и не смог выехать в Канаду .

После Октябрьской революции 1917 г. старообрядческая эмиграция из России возобновилась. В ней отчетливо прослеживаются 2 периода –Гражданской войны и 1920-х –1930-х годов.

В первый пореволюционный период из России в Европу выехали представители торгово-промышленно-финансовой буржуазии и одновременно известнейшие российские меценаты, благотворители и собиратели древнерусской иконописи — выходцы из знаменитых старообрядческих родов (Владимир Павлович, Павел Павлович и Степан Павлович Рябушинские, Дмитрий Васильевич и и Василий Васильевич Сироткины, Сергей Николаевич Третьяков и др. ).

За рубежом одни из них занялись политикой в рамках Российского финансово-промышленно-торгового союза, другие — бизнесом, но внутренне практически все они были неразрывно связаны с Россией, ее культурой и древлеправославной верой. Эмигрировавший в Сербию, Д.В.Сироткин не переставал интересоваться старообрядческой церковью, оказывал материальную помощь старообрядцам, беженцам в Румынии. Его родной брат В.В.Сироткин, уехавший в Америку и сохранивший "деловую жилку", в то же время уделял серьезное внимание старообрядчеству и читал о нем в Нью-Йорке публичные лекции.

Во время голода в Поволжье в 1921 г. Российскому финансово-промышленно-торговому союзу (среди членов которого было не мало старообрядцев) принадлежала инициатива организации в эмиграции комитетов помощи голодающим.

Особо стоит отметить деятельность В.П.Рябушинского — автора книги "Старообрядчество и русское религиозное чувство", работы "Русский хозяин" (уникальный опыт осмысления особенностей русского предпринимателя). В 1926 г. он организовал в Париже общество "Икона", которое ставило своей целью приобщение западноевропейцев к русской иконописи.

Во второй период (1920-е — 1930-е гг.) старообрядцы начали осваивать Китай. В 1920-е гг. десятки старообрядческих семей (поповцы), не принявших коллективизацию, ушли с Алтая в Синьцзян . А во второй половине 1930-х гг. — из Приамурья и Приморья в Маньчжурию переселились беспоповцы, где осели вблизи Харбина, в районе Трехречья. Там они крестьянствовали, разводили скот, занимались пчеловодством. Материально их поддержало Бюро эмигрантов. Старообрядческие эмигранты 1930-х гг. основали целый ряд поселений: Романовку (осн. в 1936 г.), Массаловку (Чипигу), Медяну, Коломбо, Силинхэ и др. Сюда стали стекаться старообрядцы со всей Маньчжурии и Синьцзяна. К лету 1945 г. в Романовке насчитывалось 45 дворов — 200 жителей.

22 июля 1940 г. на собрании епископов и священннослужителей белокриницкой иерархии в Славском монастыре было постановлено рукоположить на Маньчжурскую старообрядческую епархию Т.Д.Качалкина. которого еще пять лет назад маньчжурские старообрядцы избрали кандидатом в епископы. Постриженный в иноки с именем Тихона, он был рукоположен в епископы митрополитом Силуяном и епископом Иннокентием 25 августа 1940 г. в селе Камень (Добруджа) .

После прихода в августе 1945 года советских войск в Маньчжурию многие мужчины — старообрядцы были высланы в Сибирь, а их хозяйства раскулачены. Старообрядцам пришлось рассеяться по всей Маньчжурии; некоторые вернулись на родину (проживают сейчас в Солнечном районе Хабаровского края) . А после победы в Китае коммунистов в 1949 году русским старообрядцам предложили покинуть страну. Они переселились в Гонконг, а затем в 1958 г. при помощи ООН — в США, Аргентину, Парагвай, Чили и Бразилию и Австралию. В Бразилии в 200 милях от Сан-Паулу, в Куритибе старообрядцы получили с помощью Всемирного совета церквей 6 тыс. акров земли .

В 1960 г. не сумев адаптироваться в Бразилии старообрядцы при поддержке Толстовского фонда и министра юстиции Р.Кеннеди перебрались в США (штат Нью-Джерси). В 1963 г. туда переехала часть староверов-"турчан" из Румынии. Первоначально 5000 старообрядцев расселили в районе Паттерсона и Лейквуда.

Работая по найму, часть из них стала быстро ассимилироваться, а другие начали посещать православную церковь. Другие, стремясь сохранить древлеправославное благочестие, двинулись в путь на северо-запад США в штат Орегон. С 1964 г. старообрядцы-"харбинцы", "синьцзянцы" и "турчане" поселились в долине Уильямет близ Вудберна, по соседству с возникшей в 1952 г. сельскохозяйственной колонией молокан-прыгунов. Однако и здесь старообрядческая молодежь стала быстро охладевать к соблюдению строгих традиций. Тогда по совету Толстовского фонда группа староверов переселилась в леса Аляски. В 1967 г. их инициативной группой за 14.000 $ у штата был куплена одна квадратная миля в лесах Кенайского полуострова. В 1968 г. сюда начали переселяться староверы из Орегона, потомки "харбинцев". К началу 1970-х гг. на Аляске была построена деревня Николаевка (в 1970-х гг. в ней проживало 60 семейств — 400 человек). Старообрядцы основали "Русскую морскую компанию" и наладили производство дизельных рыболовецких катеров; занимались рыболовецким промыслом в океане. Верфь в Николаевке выпускала 13-15 катеров в год (стоимостью 150 тыс. $ каждый). В 1983 г. в Николаевке была открыта государственная школа, преподавание в которой ведется на английском и русском языках .

В 1980-х гг. несколько членов общины во главе с Кондратием Фефеловым побывали в Румынии и попросили у браиловского митрополита восстановить священство. После появления в Николаевке церкви, община раскололась и часть ее жителей образовала две соседние деревни Вознесенка и Малиновка.
Под влиянием решений поместного собора Русской Православной Церкви в 1971 г. и Собора епископов Русской Православной Церкви за рубежом в 1974 г. целый ряд беспоповских общин в Австралии, США, Латинской Америке и Европе приняли священство и присоединились к Белокриницкой иерархии. В 1982 г. приняли священство беспоповцы в австралийском городе Данденонг , переселившиеся туда из Синьцзяня. С помощью верующих из Мельбурна и Сиднея они выстроили церковь. На Аляске также был рукоположен священник для часовенных старообрядцев.

В 1980-е гг. в Эри (Пенсильвания) старообрядцы-беспоповцы установили контакты с Синодом русских православных епископов за рубежом. Большинство членов общины в Эри выступилот за восстановление священства, но 25 % отказались и создали отдельный приход поморских беспоповцев . Таким образом начался процесс консолидации зарубежных старообрядцев, который продолжается и сегодня .

Современная русская старообрядческая диаспора в дальнем зарубежье
На сегодняшний день наиболее крупные поселения русских староверов за рубежом находятся в Румынии, США, Польше, Австралии, Болгарии, Канаде. Небольшие общины старообрядцев есть в некоторых странах Южной Америки, Монголии. В 1940-х годах Ф.Е.Мельников упоминал о старообрядческом приходе во Франции (Париже).

Румыния

В Румынии проживает основная часть зарубежных старообрядцев. Потомки русских религиозных эмигрантов XVIII вв. являются в Румынии национальным меньшинством и их именуют липованами. По официальной статистике в 1992 г. русских-липован было 39.000 чел.

1948 г. — 39.000 1977 г. — 21.000 11.000 назв. себя липованами
1956 г. — 39.000 1978 г. — 32.000
1961 г. — 40.000 1983 г. — 32.000
1966 г. — 39.000 по этнич. самосознанию, 1987 г. — 32.000 41.000 назвали рус. яз. родным яз. 1992 г. — 39.000

Однако по словам председателя Общины русских-липован (обществення этническая организация) Ф.Кирилэ их более 100 тысяч .

Старообрядческий писатель и полемист Ф.Е.Мельников отмечал в 1940-х гг.: "Это название совершенно случайное. Вернее, наименование это происходит от названия селения Липовень в Буковине, которое старообрядцы заселили впервые в 1669 г. Само собой понятно, что такое совершенно случайное название ничуть не определяет ни верования, ни истории, ни происхождения старообрядчества и поэтому должно быть отброшено и заменено соответствующим титулом. Об этом и просили старообрядцы румынское правительство в 1938 г. в представленной ими мемории" . Однако, как видно из вышеприведенных данных, в 1977 г. 11 тыс. русских сами назвали себя липованами.

Старообрядцы в Румынии в основном являются жителями дунайской дельты. Они проживают в уездах Ботошан Сучава, Яссы, Васлуй, Пятры Няну, Бакэу, Галац, Брэила, Тульча, в Бухаресте. В городах Румынии существуют кварталы липован — махалы. В жудеце ( уезде) Тульча в 1977 г. они составляли 11,2 % населения. Проживают они и в северо-западной Добрудже . Традиционными видами деятельности липован являются рыболовство и обработка камыша, сельское хозяйство. В области дельты липоване частично перемешались с языково и культурно-близкими украинцами. Среди русских в Румынии есть и потомки казаков-некрасовцев, принадлежащих к Древлеправославной церкви. С 1990 г. они находятся под омоформом епископа Евмения.
14 января 1990 г. в Бухаресте создан инициативный комитет, который призвал русских-липован румынии основать общественную этническую организацию — Общину русских-липован. 8 апреля состоялась учредительная конференция Общины, председателем которой был избран д.фил.н. Андрей Иванов, а его заместителем д.фил.н. Федор Кирилэ. Одна из основных целей Общины — консолидация русского меньшинства в Румынии и защита прав его представителей

США

В США существуют несколько старообрядческих общин. Самая крупная из них — Орегонская, насчитывавшая в 1992 г. более 6000 человек. Группы староверов, связанные с этой общиной проживают на Аляске (около 1000 человек) и в Канаде (около 500 человек).

Орегонские староверы освоились в различных областях деятельности: они занимаются сельским хозяйством, приобретением земель, выращиванием плодовых и ягодных культур, корма для скота; работают на фабриках (мужчины-плотниками, женщины — швеями) и бригадами на лесозагатовках. Часть из них имеют собственные предприятия, такие как: фирма, занимающаяся выращиванием деревьев на продажу, компания по производству изделий из стекловолокна ("джакузи"), фирма по производству швейных иголок на батарейках (снабжает все магазины фольклорных товаров в США), строительные компании. На Аляске староверы занимаются коммерческим ловом рыбы

Община старообрядцев в Эри (Пенсильвания) одна из старейших в США. Однако она существует на религиозном единении ее членов, которые утратили русскую культурную самобытность: старообрядцы Эри не говорят на русском языке, службы в церкви ведутся на английском языке.

Польша

На 1989 г. численность русских староообрядцев в Польше, составляла около 2600 человек . Большинство из них проживают в трех соседних районах Сувалкского воеводства: Августовском, Сувалкско-Сейненском и на Мазурах. Главными центрами являются Габово-Грондская , Сувалкская, Водзиловская и Войновская старообрядческие общины, над которыми духовное и организационное верховенство осуществляет Высший Старообрядческий Совет Польши с местопребыванием в Сувалках . В 1990 г. в Сувалкско-Сейненском районе проживало 369 староверов, из которых 190 в Сувалках, а а остальные в 20 населенных пунктах Сувалкского воеводства . На 1990 г. этими населенными пунктами были: Шуры, Липина, Лещево, Плотично, Буда Руска, Росохаты Руг, Глушин, Соколово, Сейны, Штабинки, Близна, Щебра, Краснополь, Романцове, Олецко, Голны Вольмера, Гижицко, Элк и Граево. В 1991 г. взносы в приходскую кассу платили старообрядцы из Гуты и Белостока.

До сих пор старообрядцы в Польше сохранили свое религиозное и культурное своеобразие. В семьях и между собой разговаривают только на русском языке. Русский язык в разговорном диалектном варианте является первым, которому учатся старообрядческие дети . Польский язык — второй, не родной, с ограниченной, но очень важной коммуникативной функцией: его используют окказионально при контактах с собеседниками, не принадлежащими к их группе. Но в польском языке старообрядцев присутствуют элементы русского говора (межъязыковая интерференция), что отличает его от речи населения северо-восточной Польши.

Как отмечает польская исследовательница Anna Zielinska, старообрядцы сильно эмоционально связаны с родным языком. Язык и религия дают им чувство сплоченности и своеобразия . Сувалкские и августовские старообрядцы часто встречаются, вместе отмечают праздники, но они редко путешествуют в другие области Польши и страны. Печатные издания и книги читают мало.

В последнее время русские старообрядцы стали подвержены ассимиляционным процессам: в школах в речи детей польский язык вытесняет русский, молодежь все чаще уезжает в город; распространились смешанные браки с католиками.

Однако в Сейнах самобытность русских старообрядцев стремятся сохранить сами поляки. В январе 1991 г. сувалкский воевода создал там центр "Пограничье — искусств, культур, народов", деятельность которого направлена на многостороннее и глубинное проникновение в межкультурные процессы, идущие в рамках общин пограничья (создан Центр документации культур пограничья, Класс культурного наследия, проводится целый ряд проектов). Проект "Память древних времен" осуществляется с группой детей пограничья, в которую входят поляки, литовцы, украинцы и русские (из семей старообрядцев). Цель образовательно-художественной работы — поиски ответа на вопрос: как сделать традиции жизненной ценностью молодых поколений под конец ХХ века? Опорой отдельным частям проекта: "Дом", "Гнездо" и "Храм" — служит ближайшее пространство, окружающее детей, его архетипический, символический и сакральный пласты. Проект осуществляется путем действительного строительства дома, гнезда и храма, сопутствующих этому художественных занятий, экспедиций в деревни к старикам .

Австралия

Старообрядческие общины в Австралии есть в Сиднее, Мельбурне, Данденонге. Все (за исключением одной) канонически подчинены румынской митрополии. Старообрядческий священник Кирилл Иванов, ныне скончавшийся, создал в Австралии общину московской юрисдикции.

При содействии Белокриницкой митрополии и Фонда им. Ф.Е.Мельникова Австралии (Лидкомб) издается журнал "Церковь"— духовно-просветительный журнал "древлеправославных христиан в рассеянии сущих".

Болгария

В Болгарии существует два компактных поселения русских некрасовцев: село Казашко около Варны и село Татарицы около Силистры. На 1992 г. в них проживало около 1000 человек , в частности в Татарице в 1990 г. — 600-700 чел.

Некрасовцы в Болгарии — это специфическая этно-конфессиональная общность, члены которой находятся на одном уровне развития с окружающим болгарским населением, но являются этнически, конфессионально и языково чуждыми. Они говорят на южно-русском диалекте. В рамках группы существуют суб-конфессиональные расхождения: в Татарице проживают поповцы, связанные с Беликриницкой иерархией, а в Казашко — беспоповцы. Некрасовцы — болгарские подданные .

Между поповцами и беспоповцами в Болгарии существует взаимная неприязнь. Из-за конфессиональных различий до сер. ХХ века браки между двумя общинами были запрещены. В результате смешанных браков в Казашко 50 % населения болгары. В Татарице более гомогенный состав населения вседствие связей с румынскими старообрядческими поселениями. Отношения с болгарами бесконфликтны.

Малочисленность некрасовцев, политическая конъюктура последних 45 лет и традиционная симпатия к русским обеспечили им спокойное существование без опытов этнической ассимиляции.

Источник материала.

 


Яндекс цитирования