Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Культура Мелодии преображенного дерева

Мелодии преображенного дерева

E-mail Печать
Мелодии преображенного дерева | Rusnext Весна

 

Лес дарил славянам, расселявшимся на необъятных просторах русской равнины, и тепло, и защиту, и жилье. Дарил и свою красоту, и первый материал для создания красоты рукотворной. Дерево на Руси всегда было самым распространенным и любимым материалом. Срубленное дерево в руках человека оживало для новой жизни, преображалось в художественные изделия, поначалу носившие культовый языческий характер. Позднее, освобождаясь от древнего магизма, резьба служила для украшения храма, жилища и всей сферы обитания человека.

Резьба по дереву включает в себя множество промыслов, направлений, техник, менявшихся и развивавшихся на протяжении веков, служивших для решения разнообразнейших художественных задач. На Руси из дерева делали все — от миски и ложки до княжеского терема и Божьего храма. И все украшали резьбой. В более позднее время в Российской империи производилось большое количество резной мебели.

В орнаменте, в резной скульптуре, так же, как и в мелодии, и в песне, и в произведении живописи, выражается и эпоха, и душа народа, и характер конкретного человека,мастера-художника. Любуясь древней резьбой, мы яснее видим, чувствуем историю и целостный художественный мир наших предков. И как радостно в душе, когда видишь на древних гуслях вырезанную голову зверя, так хорошо знакомого по древним миниатюрам и каменной резьбе старинных храмов. Как успокаивается, умиротворяется душа в созерцании резьбы на царских вратах времен Московской Руси, спокойного, переплетающегося орнамента, текущего, как молитва, стремящегося к Господу.

Как кружит голову пролетевшим вихрем светских увеселений пышная барочная резьба века восемнадцатого. Какой надлом ощущается в работах резчиков из народа, сделанных незадолго до крушения русской цивилизации. Познакомившись с художественным миром запада и оторвавшись от корневой традиции, утратив незамутненность взгляда, они бросили свой талант на подражание и поиск новых, по-своему красивых, но так далеких от той, древней гармонии, форм.

Церковная резьба по дереву.

Приняв из Византии христианство, Русь восприняла и многое из ее художественного наследия. При этом, как ни удивительно, древнейший сохранившийся памятник церковной резьбы — знаменитое олонецкое тябло XIII или XIV вв. — выполнено с чисто русской размашистостью и непосредственностью. Для этого периода характерно взаимовлияние культуры византийского христианства, остатков языческих традиций и творческого начала искренне обратившейся русской души.

При взгляде на уцелевшие работы древних мастеров, творивших в духовной традиции, поражает их композиционная смелость. Они придавали своим изделиям весьма необычные формы и вольно расписывали их резным орнаментом. Ярким примером такой работы служит Людогощенский крест 1359 года из Великого Новгорода. Древние резные иконы и поклонные кресты завораживают своей грубоватой мощью. Они исполнялись в невысоком плоском рельефе. Лики, складки одежды, другие детали подавались условно, вырезались достаточно простыми, прямолинейными четкими порезками, повторявшими иконографические прориси. В кажущейся грубости исполнения ликов и неправильностях фигур звучит подлинная духовная сила, создается особое духовное напряжение.

От XV века до нас дошло имя одного выдающегося мастера — инока Амвросия, казначеяТроице-Сергиквой лавры, «начертавшего резью» миниатюрные кресты и иконы.

Высшего расцвета церковная плоскорельефная, и особенно «лицевая» (с фигурами людей), резьба достигает в XVI веке при Иване Грозном. Происходит полное слияние иконной традиции и мастерства резчиков, еще сохраняется внутренняя энергия, а художественные приемы достигают максимальной отточенности и изящества. Исследователи отмечают, что все немногочисленные сохранившиеся работы московских резчиков середины XVI в. гармоничнее одновременных им произведений живописи.

В это время были созданы абсолютные шедевры древнерусской церковной резьбы:

— Царское моленное место Ивана Грозного (Мономахов трон) в Успенском соборе московского Кремля 1551 год. Оно объединяет в себе все типы резьбы: четыре скульптуры зверей в основании, волшебная плоскорельефная лицевая резьба на стенках моленного места, изображающая историю получения Владимиром Мономахом царских регалий и роскошная сложноорганизованная сень на четырех колоннах, вся в резных цветах и орнаментах.

— Царские врата из церкви Исидора Блаженного в Ростове Великом, изготовленные по указу Ивана Грозного в 1566 году с сорока шестью миниатюрными резными иконами. Часть из них была утрачена и на рубеже XVIII—XIX вв. заменена вновь исполненными фигурками, наглядно показывающими, как упал духовный и художественный уровень мастеров.

— Рака Зосимы Соловецкого, устроенная в том же 1566 году, при игумене Филиппе (Колычеве), будущем московском митрополите. В ее рельефах большое место занимало изображение волнующегося моря. Менее чем через сто лет раку заменили серебряной, а деревянную разобрали и так надежно упрятали в рухлядной, что впоследствии никто не знал о ее существовании. Только в 1923 году она была обнаружена там Н. Н. Померанцевым позади огромного деревянного шкафа.

Также в XVI—XVII вв. на Руси, особенно на русском севере, получила распространение деревянная круглая скульптура. Ее левкасили и расписывали, достигая яркой выразительности и декоративности. Известны прекрасные скульптуры Николая чудотворца, Георгия Победоносца, Параскевы Пятницы и некоторых других святых.

Пережив вместе с Московским государством период расцвета и упадка, художественная культура русского средневековья сменилась направлениями пришедшими с запада. Одним из последних самобытных проявлений народного творчества в XIX веке стала пермская деревянная скульптура.

Но если грубоватая условность работы древних резчиков одухотворяла выполненные ими скульптуры и рельефы, то примитивный натурализм мастеров более позднего времени лишь отяжелял, приземлял их произведения. Также в XIX веке работала мастерская резных икон в Сергиевом посаде. Ее изделия выделяют академический реализм, высокий рельеф, почти отрывающийся от плоскости доски и тончайшая, изящнейшая проработка деталей. Вероятно в этой же мастерской делали и печати для просфор и артосов, удивительных по тонкости исполнения. Некоторые из них до сих пор еще применяются в наших храмах.

В последние десятилетия рядом с возрождением церковной жизни, интересом к традиционной «канонической» иконописи, возник и интерес к московско-византийскому стилю плоскорельефной резьбы, иконам «на рези» и древним орнаментам, к которым обращаются многие современные мастера.

Бытовая и декоративная резьба по дереву

Известный исследователь Николай Соболев рассказывал в своей книге «Русская народная резьба по дереву» как в 1912 году он оказался в глухой деревушке и увидел там любопытный рубель с архаичным рисунком из шестилистных розеток и неуклюжих лошадок. На вопрос, откуда такая интересная старинная вещь, дочь хозяина отвечала: «Да это тятька ныне зимой резал. Делать было нечего, он гвоздем да ножом и наковырял».

Для каждого жителя Руси резьба начиналась с простых обыденных вещей. Долгими зимами крестьянин сам делал для себя и на продажу посуду, мебель, необходимый инструмент. Сам украшал их резьбой. Так было заведено повсеместно. Но вот где-то появлялся талантливыймастер-самородок, который изобретал какой-нибудь новый технический прием, придумывал свежую художественную идею и его изделия через ярмарки и купцов распространялись по всем городам и весям. У него появлялись ученики, следовавшие за ним, продолжавшие делать с небольшими вариациями похожие изделия. Так складывался оригинальный местный промысел.

Посуда в старину соответствовала самобытному укладу русской жизни. Из цельного полена вырезались скобкари с двумя ручками, братины, ендовы и ковши всех размеров, от маленькой уточки-«налевки» до огромных многоведерных черпальников в виде ладьи или плывущего лебедя. Особенно были известны козьмодемьянские ковши-черпаки с высокими изящными прорезными ручками. Они изображали башни с арочными проемами.

А наверху башни конь или птица. Или попроще — в завершении плоской ручки вырезано кольцо и на нем коняшка. И это один из немногих местных промыслов просуществовавших с XVII века до самой революции.
Самой почетной посудой на крестьянском обеденном столе была солоница. Соль на Руси ценилась дорого и ее хранилище пользовалось почетом и уважением, и резчики не скупились на ее украшение.

В XIX веке на коронацию Николая II от различных обществ присылали в дар удивительно тонкой работы подносные блюда, покрытые сложными орнаментами и приличествующими случаю надписями.

Обильной геометрической резьбой покрывались прялки и ткацкие станки. Надо заметить, что геометрической резьбу эту можно называть достаточно условно. Древние резчики отнюдь не стремились к математической точности и строгой симметрии, делали все на-глаз, «по чувству», с помощью простейших разметочных приспособлений вроде веревочки и гвоздика. Колеблющиеся контуры, различная глубина выемок и игра светотени смягчали и оживляли резьбу.

Один из самых часто встречающихся мотивов народной резьбы — символ солнца — круглая розетка, укоренившаяся в народной резьбе с языческой древности. Она по народным поверьям оберегала от злых чар, заговоров. Так же почиталось изображение коня. Он должен был отгонять от жилья злых духов и приносить счастье, его резное изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома (отсюда и название «конек крыши»). Каждый хозяин стремился наряднее украсить свое жилище. Резьбой покрывались слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, лестницы и ворота. В XVII-ХIХ вв. домовая резьба была очень богатой, мощной, сочной, насыщенной сказочными мотивами. Деревенские резчики «подглядев» в городе новые мотивы, воплощали их по-своему.

В деревнях Нижегородской губернии на наличниках вырезали крупных птиц, клюющих виноград. Их раскрашивали в яркие цвета, вообще яркая расцветка была характерна для народного творчества. К началу ХХ века распространилась ажурная прорезная резьба, более легкая в работе. Узоры для нее деревенские умельцы часто заимствовали у изделий народной вышивки и плетеных кружев. В XVIII веке, с развитием кораблестроения, начала применяться скульптурная резьба. Носовые части кораблей выполняли в виде головы льва, дракона, слона, единорога, других зверей и птиц. Резьбой украшали также экипажи и кареты.

Особой разновидностью резных изделий были игрушки. Изначально это грубые, едва узнаваемые фигурки людей и животных, к которым присоединялись лодки, сани, повозки. В XIX веке, под влиянием западных и восточных образцов, появляется множество разнообразных искусно сделанных игрушек.

Таких, как например, набор «Лавра», изготавливавшийся и продававшийся в Сергиевом Посаде. Это были упрощенные по форме церковки, часовни, монастырские стены и башни, уложенные в ящичек, с прилагающимся планом, указывающим как их расставлять. На рубежеXIX-ХX веков сформировались две заметных самостоятельных народных школы резьбы,абрамцево-кудринская и богородская, при советской власти организованные в фабрики, при которых были открыты училища.

Абрамцево-кудринская резьба

Ведет начало от мастерской и школы, организованной в 1882 году  Еленой Дмитриевной Поленовой (сестрой художника В. Д. Поленова) в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из сел Кудрино, Ахтырка и других. В школе три года бесплатно (но на своих харчах) обучались подростки из окрестных сел. Каждый год набирали пять-шесть человек. В мастерской в большом количестве производилась украшенная геометрической резьбой декоративная мебель в стиле русского модерна со сказочными интонациями (тут сказывалось влияние художников абрамцевского кружка), имевшая успех у публики. В этой школе в 1887–90 гг. прошел обучение Василий Петрович Ворносков (1876–1940), житель села Кудрино. Талантливый самородок к двадцати годам достиг творческой зрелости, вышел с братом из мастерской и начал самостоятельную работу. Его не удовлетворяло однообразие и сухость геометрической резьбы, и постепенно он разработал свой стиль. Живой, свободно распространяющийся растительный орнамент с большеклювыми птицами на мягко скругленном фоне. Он делал подносы, вазы, ковши и многое другое. В своей работе Ворносков использовал старинные образцы, виденные им в Кустарном музее. Его работы выставлялись на выставках в России и заграницей. С 1906 он начал обучать учеников, те подучивали родню и скоро вся деревня Кудрино занялась выгодным промыслом.

После революции мастеров объединили в артель, а Ворноскова пытались раскулачить. Он перебрался в Москву. В 1930-х годах Василий Петрович вместе с сыновьями трудился над выполнением заказов Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, а промысел, которому он положил начало, продолжал жить самостоятельной жизнью.
Можно добавить, что подобное Абрамцевскому сообщество художников и производство декоративных изделий имело место и в имении М. К. Тенишевой в селе Талашкино Смоленской области. Там работали замечательные художники С. В. Малютин и А. П. Зиновьев, но они не опирались на традиции местных мастеров, и промысел не получил развития и не укоренился в народе.

Богородская резьба

В старинном селе Богородское промысел деревянной игрушки существовал с XVI—XVII вв.До конца 19 в. сохранялась традиционная техника — в фигурках людей, животных и в игрушках с движением («дергуны», «кузнецы» и пр.) неглубокими порезками условно обозначались характерные для каждого персонажа детали. Нередко эти детали подчеркивались яркой раскраской. Выпускали в ту пору и позднее игрушки двух видов: «серые» и «чистые». «Серые» — попроще, подешевле, вроде «кузнецов», солдатиков или барынь. Чистые игрушки были с движением («клюющие курочки», «бодающиеся барашки»), делались тщательней и продавались дороже. Самыми ранними из сохранившихся работ являются работы неизвестных мастеров первой половины XIX века, фигурки льва и собачки со щенком.

Со второй половины XIX века в Богородском появляются многофигурные скульптурные группы «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки. Богородские изделия интересны не только резьбой, но и оригинальной конструкцией. Одни из них скреплены планочками («кузнецы», «солдатики на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри («как яблоньку сажают», «заяц с морковкой»), третьи приводятся в движение с помощью шарика-баланса («куры на кругу»).

На рубеже веков техника богородской резьбы значительно усовершенствовалась, фигурки стали более реалистичными и детально проработанными. Этот качественный скачок связан с именем талантливого мастера-самоучки Андрей Яковлевич Чушкина. Из чурбачка фигурка вчерне вырубалась топором, набирала форму под знаменитым богородским ножом и «расписывалась» стамеской, точные «мазки» ложатся рядом друг с другом и мех медвежонка приобретает ощутительную лохматость. Все движения мастера стремительны и отработаны.

Всего за час новый мишка рождается на глазах восхищенных зрителей. Мишки завоевали наибольшую популярность в наше сувенирное время, хотя на рубеже веков значительно большее распространение имела фигурка коня. Да и кто только не воплощался в дереве руками подмосковных умельцев! Герои сказок, басен, лубков с музыкальными инструментами, с топорами и лопатами и даже медведь на тракторе.

В 1913 году Андрей Яковлевич Чушкин со своими единомышленниками организовали «Кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской». Наряду с игрушечной артелью в том же 1913 году в Богородском была открыта и учебно-показательная мастерская с инструкторским классом резьбы по дереву, руководить которой был прислан выпускник Императорской академии художеств художник-график Константин Иоганович Лимбланд. Взаимовлияние академической школы и народного мироощущения дало промыслу долгую жизнь.

Филипп Шувалов

 
Loading...

ВЫЖИВАЕМ

Русский образ

Проект "Рез...
Image Detail
Русские на ...
Image Detail
Проект "Рез...
Image Detail
Ермолов
Image Detail
Дроздовцы
Image Detail

Яндекс цитирования