Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Безопасность Народная дружина Дружины должны контролировать государство

Дружины должны контролировать государство

E-mail Печать

Предшественницы добровольных народных дружин появились в России еще во времена монархии, причем использовались, в частности, для борьбы с разбоем на дорогах. Дружинники также обеспечивали общественный порядок в дни приезда в Москву Высочайших Особ.

Так, на праздновании вступления на престол императора Александра III в 1883 году было задействовано заодно с полицией около 20 тысяч обывателей. А торжества по случаю коронации Николая II в 1896 году охраняли в столице до 80 тысяч дружинников.
Народные дружины существовали и после революции. Например, в 1932 году появились бригадмилы — бригады содействия милиции. Эти формирования создавались, как правило, по территориальному признаку и осуществляли свою деятельность под непосредственным руководством органов внутренних дел. В 1940 году в их составе насчитывалось более 400 тысяч человек. В 1958 году (на этот раз «по инициативе трудящихся Ленинграда») была создана новая форма — добровольная народная дружина (ДНД).
При этом до конца 50-х гг. в стране отсутствовала строгая правовая регламентация участия населения в охране правопорядка. А в 1974 г. вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах ДНД по охране общественного порядка», действовавший затем 20 лет.
К 1985 году в СССР функционировало 282 тысяч дружин, насчитывавших более 13 млн. членов. По официальным данным, только в Москве было свыше полумиллиона дружинников. В качестве компенсации за дежурства этим людям предоставлялись дополнительный отпуск и другие льготы. После распада Советского Союза ДНД перестали существовать.
Я считаю, что от добровольных народных дружин, которые существовали в советские времена, толку было мало. В основном, в них состояли женщины, и шли они в ДНД ради трех дней отгула. Я даже сказал бы, что они там просто проводили время — это бесспорный факт. По идее, с дружинниками всегда должен был быть сотрудник милиции, но этого никогда не было. Я говорю так, потому что в Сиверском, например, где я живу, в свое время был опорный пункт ДНД, но никаких милиционеров там не было. Я тоже состоял в ДНД по долгу службы — был парторгом. И мы просто дефилировали: немножко пройдемся по поселку — вот и вся тебе охрана. Мы ведь не ходили по закоулкам и криминальным местам, где надо было бы ходить. Может быть, мы боялись, а, может быть, это было нам не особо и надо, нас ведь никто не контролировал — поставят «галочку» и все. Я не хочу сказать, что было все плохо: наверное, у кого-то, в других городах, с ДНД все было хорошо.
Если говорить про сегодняшний день, может быть, такие дружины и нужны. Однажды по ТВ я видел как молодые нормальные парни охраняют общественный порядок, как они задерживают хулиганов, вот только не знаю, в присутствии сотрудника милиции это было или нет. Дружинниками должны быть именно молодые люди, а не женщины и пенсионеры, тем более, в наше время, когда такой разгул преступности. Наверное, для дружинников должны быть какие-то поощрения, но кто это будет делать и за чей счет? Предприятия не возьмут эту обузу на себя. Вопрос сейчас, может быть, актуален: в милиции, как говорят, не хватает личного состава, слабая техническая оснащенность, на весь город — одна-две машины. Может быть, какую-то часть обязанностей по охране общественного порядка надо возложить на частные охранные предприятия, чтобы они охраняли не только объекты и квартиры, но и злачные места. Тем более, что все мы знаем, где такие места находятся в Гатчине или в Сиверском.
Воссоздание народных дружин ставит перед государственной властью много трудностей. Например, надо решить, в каком режиме они должны работать? На мой взгляд, ДНД должна действовать круглосуточно. Опять же, дадут ли народным дружинникам право на ношение оружия, если да, то должны ли они будут покупать его сами или получать? Наконец, надо иметь в виду, что государство должно именно разрешить и простимулировать создание народных дружин, а не строить эту систему сверху, сразу же превращая ее лишь в один из формальных винтиков борьбы с преступностью. При этом работу народных дружин государственные органы должны как-то контролировать с тем, чтобы эти формирования не вышли из-под контроля, допустим, в момент кризиса.

Юрий Митрофанов

 
Loading...


Яндекс цитирования