Русская Община

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Начало Хозяйство Про душевный Горывец

Про душевный Горывец

E-mail Печать

alt

Репортаж из Архангельской области. Ныне я вижу только рассказы про то, как деревня русская гибнет. Тренд, что ли, такой. Или многочисленные «певцы тлена» перманентно попадают не в то время и не в то место. Чё-то меня это напрягает, потому как гибнет далеко не всё. А вот, почитайте рассказ про деревню, которая пока что не собирается загибаться.
 
Только здесь, в деревне Горывец я понял, что значит - жить в гармонии с природой и собственной душой. Не знаю уж, какими путями, но в Горывце овладели весьма хитрым искусством достойной жизни…
 
Горывец - “спутник планеты Березник”. Вокруг большого и богатого села Березник грудится несколько деревень, они разнятся и даже в чем-то спорят. Но притягивает центральная усадьба людей одним: рабочими местами. За эдакую благодать приходится платить некоторой частью свободы.
 
В Березнике действует колхоз. Конечно, он уже и не “колхоз” вовсе, а капиталистическое предприятие со своим хозяином (из местных мужиков). Еще имеется в селе крупное лесоперерабатывающее предприятие. Владельца его, господина Буторина, за глаза зовут “барином”. Он суровый человек и очень ответственный. Взял за правило - порядок в селе держать, и его строго придерживается. Ну, где вы найдете деревню, в которой урны на улице стоят? А в Березниковском сельсовете во всех деревнях урны наставлены! А главная улица села украшена казенным штакетником, выкрашенным в нежно-зеленый цвет. В общем, “кусочек Европы”… или Северной Кореи?
 
Естественно, не обходится без странных явлений, которые русскому человеку - как кошачья лапа по душе. К примеру, в Березнике есть “заводской гудок”. Он извещает о начале рабочего дня, об обеденном перерыве и об окончании труда. Гудит не то что громко - громогласно. Душа в пятки уходит… Можно вспомнить песню: “А все же жаль, что уж давно гудок фабричный отменили…” Вроде романтично. А не деле - жутковато. Как будто ты раб на строительстве каких-нибудь египетских пирамид, и тебя стараются построить… И от прихоти “барина” зависит очень-очень-очень многое…
 
Я к чему это говорю Муж моей героини работает в Березнике, в лесопромышленной компании. Напишу я что-то “не то”, и лишится он своей работы… Шаткое положение. Но это - жизнь! А куда супротив жизни попрешь?..
 
Деревне Горывец совсем немного лет, всего-то восемьдесят. Березник, как минимум, вдесятеро старше. Тем не менее у Горывца уже есть своя история. Основали  деревню три брата. Хотели жить они вольно, независимо, но власти что-то не понравилось. И одного из братьев, Ивана, раскулачили, хотя вся его вина состояла в том, что он много скотины развел…
 
После приехали на житье в деревню другие люди. В том числе Калисвения Никаноровна Борисова с мужем. Попросту ее звали “Калей”. Борисовы переехали  из еще более отдаленной деревни под названием Чума. Там, в Чуме, уж очень “чумная” жизнь пошла, работы не стало. Вот, в 65-м году и пришлось большому крестьянскому семейству сменить место жительство.
 
Семеро детей Борисовых родились в Чуме. Ольга, “поскребыш”, появилась на свет Божий уже в Горывце. Рожали Калисвения Никаноровна и Григорий Григорьевич “сколь Господь пошлет”. Хотели, конечно, мальчика. Но последовательно появились на свет Божий: Лида, Галя, Шура, Дуся, Катя, Вера… Сын  Николай стал седьмым по счету ребенком. Ну, а Ольга - восьмая. Нет в живых только Лидии. Остальные отпрыски рода Борисовых по счастью живы. Четверо из них до сих пор проживают в Горывце. Можно сказать, половина деревни - это  Борисовы! Конечно, дети повыходили замуж, и фамилии у них иные. Но все же, все же…
 
Ольга Григорьевна, тот самый “поскребыш”, имеет фамилию “Синицкая”. Ее муж - потомок поляков, которые во времена Великой Смуты, после взятия Москвы ополчением Минина и Пожарского сбежали в леса и осели на Русском Севере - в надежде обрести мир. Они действительно его обрели, ибо Березник с окрестными деревнями - подлинный “остров стабильности”. В деревнях до сих пор не держат замков, ибо воровства пока не замечено. Уходят хозяева - поставят палку-приступку у двери, и все знают: “хозяева в отъезде”. Село Березник подобной благодати давненько уже лишено…
 
Мне посчастливилось побывать на празднике деревни Горывец. Здесь нет ни клуба, ни школы, ни почты, ни магазина… в сущности - вообще ничего нет. Кроме людей. Полное население деревни – 40 человек. Из них 13 - дети. Люди в Горывце - удивительные! Они сами, своими народными усилиями целый спектакль поставили! А еще для гостей устроили экскурсию, с подробным рассказом о прошлом и настоящем деревни. Застолье устроили прямо на реке. Сюда пожаловал и “водяной”, главный герой здешних мест. На Севере река людей кормит, как же без нее и без ее “хозяина”?..
 
Бабушка Каля, Калисвения Никаноровна, жива. В свои 83 года она очень даже бодро себя чувствует, принципиально живет отдельно от дочерей. Дом родовой, в котором Ольга родилась, был перевезен в 65-м году из деревни Едьма. Никто точно не знает, сколько ему лет - может 100, а то и все 200 - но аура у дома такова, что детей бабушки Кали никак не отнять от родной деревни! Даже те, кто уехал, на все лето приезжают на Родину. Бабушка про свою жизнь говорит так:
 
- … Сила у нас была. Мы с Борисом не видели трудностей, только и знали, что работали. День и ночь трудились, чтобы детишек поднять. Надо их и обстирать, и обшить, и приласкать… Наверное, потому дети так нам и благодарны… Жаль, Борис не дожил до сего дня. Он ведь всю войну прошел, иструдился, и сердце у него износилось. Вот бы порадовался за внуков и правнуков!..
 
Ольга со своим мужем-поляком отстроились отдельно, за оврагом. Хозяйство у семьи Синицких большое, доброе. Есть овцы, свиньи, куры. Ольга дворовые постройки раскрасила “северным” письмом. Ольга вообще любит, когда кругом красиво. Для чего большой выводок овец: из шерсти Ольга и ее сестры вяжут всякие вещи. В молоке недостатка нет, хотя в свое время и трех коров держали, и зарегистрированы были как фермеры. На задавили власти налогами, да и молоко в больших количествах некуда было сбывать.
 
Зато Синицкие затеяли три года назад новый проект: “выращивание элитного картофеля”. Для этого семья выбрала экологически безупречное поле (благо земли брошенной ныне хватает), купила семенной материал, достала много ученых книг по картофелеводству… Трудно, кстати, найти “чистую” землю. Большинство земель в колхозные еще времена заразили нематодой, таким червячком, который картофельные клубни поедает. Но удалось, ибо Ольга и Сергей перелопатили много научной литературы и научились землю тестировать. Считай, патентованных агрономов способны за пояс заткнуть! Семенной материал картофеля востребован. Здесь, на Севере, картошка – даже самых, казалось бы, неприхотливых сортов – приносит желанный урожай далеко не всегда. Синицкие по всем правилам селекции адаптируют картофель к условиям Севера. Не всегда, конечно, успеха достигают. Но в общем и целом результат весьма сносен. По крайней мере, колорадский жук в деревне Горывец чувствует себя крайне неуютно…
 
В прошлом году выигрыш был неожиданно большой, ибо неурожай картошки коснулся почти всех. Кроме горывчан. Кстати, помогают в картофелеводстве норвежцы: они приезжают и дают (бесплатные!) советы по агрономии. Синицкие до конца не понимают, зачем это нужно гостям из страны викингов. Но негативных побочных реакций пока что от помощи “варягов” не наблюдается. Еще, абсолютно самостоятельно, Синицкие купили несколько пчелиных семей. Они еще совсем неопытные пасечники, но по крайней мере семья медом обеспечена.
 
С недавних пор Ольга - профессиональная “мама”. У Синицких трое своих, кровных детей: Евгений, Григорий и маленькая София. И трое приемных: Слава Леонтьев и братик с сестричкой, Алена и Андрюшка Белые. До того как уйти на должность “мамы”, Ольга в Березниковской школе преподавала “сельскохозяйственный труд” и изобразительное искусство.
 
Все получилось как-то случайно (хотя, как известно, случайного в мире не бывает). Ольга - представитель деревни в Совете села, так сказать, ветвь власти. Конечно, денег за это не дают, но Ольга - человек активный и неравнодушный. Это ее стараниями был обновлен мост, связывающий Горывец с Березником. И уличное освещение тоже благодаря ее заботам налажено.
 
Вообще, надо сказать, в здешней местности традиции народовластия глубоки. Березник основали новгородцы, еще в те времена, когда Новгородская республика управлялась вечем, своеобразным средневековым парламентом. Вплоть до прихода советской власти в Березнике правило земство: и налоги сами собирали, и суд вершили… Нынешний Совет села - это вовсе не “совковый” сельсовет. В него выбирают действительно достойных людей, а не членов “послушного стада”. Люди реально отстаивают права тех, кто их избрал!
 
Как-то, на празднике села Березник, выступал мальчик. Он замечательно, просто удивительно пел. Праздник назывался “Проводы русской зимы”, и мальчик там играл роль “Водяного”. Ольга и Слава познакомились, разговорились. Ольга не знала, что он детдомовский, просто пригласила к себе домой, благо Горывец рядом с Березником. За чаем с тортом и конфетами разговорились, и мальчик рассказал про свою жизнь. Он остался круглым сиротой, тяжелая ему судьба досталась… В приемные семьи берут маленьких детишек, подростки никому не нужны, народ боится, что они, “взрослые детдомовские дети”, уже якобы к воровству приучились и вредных привычек “нахватались”. Ему тогда всего 14 было, сыновья Синицких были чуть младше его. И как-то они здорово сдружились.
 
Стал Слава приезжать погостить на выходные. А через полгода Ольга оформила мальчика как премного ребенка. Недавно случилась радость: Слава поступил в столичный ГИТИС, на специальность “актер музыкального театра”. У него открылся великолепный оперный голос, многим столичным студентам на зависть.  Да и труда юноша приложил немало: он не только трудолюбивый, но и целеустремленный. Повзрослели и родные сыновья: старший уже работает плотником, он в частной компании рубит дома. Младший собирается идти в армию.
 
В деревне еще довольно давно началось движение по приему сирот. Здесь тихо, река, лес, воля… Дети в доброжелательной атмосфере (а в Горывце народ традиционно добрый) быстро “оттаивают”, раскрываются. Ну, как ты посмеешь что-то “умыкнуть” из деревни, в которой замков не держат? И таланты у детей быстро раскрываются. Взять спектакль, который мы лицезрели на празднике: ведь он в основном силами детей поставлен – как родных, так и приемных.
 
А еще в Горывце проходит свой, совершенно необычный праздник. Он называется: “День именинника”. Собирается вся родня (ведь большинство из детей семьи Борисовых живут далеко), и вспоминают всех. Включая, конечно, и приемных детей. Интересная здесь придумана игра: тянется жребий, согласно которому определяется, кто кому будет дарить подарки. Все ж таки Борисовы – “клан” великий, и здесь подарков, откровенно говоря, не наготовишься… А еще сестры Борисовы обязались друг другу помогать. В частности, совместными усилиями Славе смогли вернуть квартиру в Северодвинске. Пока он в детдоме был, хитрые чиновники чуть ее не “прихватизировали”…
 
Алена и Андрейка Белые в семье Синицких появились недавно, в прошлом году. Вообще жители Горывца частенько берут детишек из детского дома на лето, отдохнуть. В Октябрьском (там, где детский дом) давно знают о доброжелательности деревенских, и сами предлагают свои воспитанников жителям Горывца. Изначально хотели Синицкие взять девочку Надю. Но воспитатели сказали: “Надя – сильная спортсменка, у нее проблем в жизни не будет. А есть такие детишки, которые пропадут, если их не приголубить, не пожалеть…” Ольга узнала, что в больнице лежат 8-летняя Алена и 6-летний Андрейка, родные брат и сестра; их родители были лишены родительских прав, и дети проходили курс лечения, чтобы окончательно переселиться в детдом. Пожалела их Ольга: ну, что они там, в “казенном доме”, увидят? Здесь, в Горывце, для них, можно сказать, рай земной! Здесь можно жить без страха, без тревожных ожиданий. Опять же продукты натуральные, экологически чистые…
 
Горывец, конечно, не лишен проблем. Здесь нет магазина, нет почты, нет школы. В общем, вообще ничего нет из явных признаков цивилизации. Кромене стесняюсь, что вынужден повториться) хороших людей. Но главное, чего нет (по мнению Ольги) в этой маленькой северной деревне, - зависти, которая тоже по сути есть признак цивилизации. В Березнике она уже есть… Путь жизнь без зависти, подлости и раболепства здесь продолжается всегда!
 
alt
 
alt
 
alt
 
Геннадий Михеев
 
Loading...


Яндекс цитирования