Особый, отдельный вопрос организации традиционного русского общества – это вопрос о соотношении семейного и мирского в общественной жизни и жизни каждого отдельного человека. Тема данная приобретает определенную актуальность в связи с указанными выше особенностями организации дрневнерусской семьи в форме большой совместной семьи.
В самом деле, если допустить гипотезу о том, что первоначально община как таковая существовала именно в форме подобного сожительства людей одним родом, то институты семьи и “мира” оказываются не только генетически связанными между собой, но и, в определенной степени, пересекающимися, занимающими одну социальную нишу, что, по логике вещей, должно бы было приводить к возникновению определенных более или менее острых противоречий в социальных ориентациях и социальном развитии как самого общества, так и конкретного человека, оказывающегося в позиции “между двух огней”. (Радислав)
Между тем исследователи говорят о тесном взаимодействии семьи и общины в социальной жизни русского человека.
Роль общины и семьи как институтов в организации и развитии традиционной духовной культуры крестьянства тесно связана с их ролью в воспроизводстве традиций вообще... При изучении функции малых социальных групп (контактных общностей, т.е. таких, в которых все члены вступают в непосредственный контакт) по воспроизводству традиций не следует, на наш взгляд, противопоставлять семью и общину, отыскивая преобладающее значение одной из них в реализации этой функции. Семья и община реализуют ее в тесном взаимодействии. При отсутствии какого бы то ни было вида территориальной общины роль семьи в хранении и передаче традиций резко возрастает. (Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / Русские: семейный и общественный быт, с. 9-10)
В то же время самодостаточность семьи и общины как социальных структур не означает их механического соединения и подразумевает наличие целого ряда социальных переходов и посредующих звеньев, определяющих механизмы и специфические каналы развития социальной общности. (Домников С.Д. Мать-Земля и Царь-город. Россия как традиционное общество, с. 187)
Взаимодействие семьи и территориальной (сельской) общины осуществлялось не всегда непосредственно; во многих проявлениях духовной жизни крестьянства это взаимодействие было опосредовано разного рода малыми общностями (половозрастными, родственными, соседскими, хозяйственными и пр.), входившими в структуру общины, пересекавшимися (частично совпадавшими по составу или задачам) или соподчиненными. Но все эти контактные группы (молодежная “улица” всего селения и отдельные территориальные возрастные или половые группы молодежи; соседские сборища старшего и среднего поколения для общения или сходки хозяев домов – полноправных членов общины; объединения родственных или дружеских семей для совместных работ и развлечений; артели и т.п.) имели выход на общественное мнение общины в целом и испытывали его постоянное и непосредственное воздействие, т.е. в конечном счете сами были проявлениями жизни общины. (Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / Русские: семейный и общественный быт, с. 13)
Источник материала.